Как снимается кино:
фильм «Увидеть Сталина»

Первый непобедимый.
История легендарного танкопробега Михаила Кошкина
Как снимается кино:
фильм «Увидеть Сталина»
Первый непобедимый.
История легендарного танкопробега Михаила Кошкина
Вступайте в нашу группу во «Вконтакте» и узнавайте обо всем самом интересном первыми.
В июле стартовали съемки масштабного историко-приключенческого фильма «Увидеть Сталина» режиссера Кима Дружинина. Лента, созданная при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российского военно-исторического общества, расскажет о подвиге легендарного инженера Михаила Кошкина, создателя танка Т-34. Портал «Культура.РФ» узнал интересные подробности со съемочной площадки.
В июле стартовали съемки масштабного историко-приключенческого фильма «Увидеть Сталина» режиссера Кима Дружинина. Лента, созданная при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российского военно-исторического общества, расскажет о подвиге легендарного инженера Михаила Кошкина, создателя танка Т-34. Портал «Культура.РФ» узнал интересные подробности со съемочной площадки.
Сценарий фильма основан на реальных событиях. В центре сюжета — предвоенный подвиг инженера-конструктора Михаила Кошкина. Он создал инновационный по меркам 1940-х годов танк и отправился на нем в пробег через всю страну, чтобы представить машину самому Иосифу Сталину и доказать, что это чудо техники непременно должно встать на вооружение Советского Союза. Надежды Кошкина оправдались: именно танк Т-34 стал залогом успехов советских войск на полях сражений и помог им одержать победу в Великой Отечественной войне.
Михаил Кошкин – советский инженер-конструктор, создатель легендарного танка Т-34. В работе инженер использовал новейший высокоэкономичный дизель-мотор авиационного типа В-2, что придало машине необычайные проходимость, подвижность и маневренность. А уникальная длинноствольная пушка Т-34 по начальной скорости бронебойного снаряда превосходила все существовавшие на начало 1940-х годов отечественные и зарубежные артиллерийские комплексы.

Михаил Кошкин лично участвовал в войсковых испытаниях двух опытных танков Т-34: вместе со своей командой отправился в 750-километровый пробег Харьков — Москва по бездорожью.

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны: немецкие войска не были готовы к такому мощному техническому отпору со стороны СССР. Кроме того, эта машина задала новое направление танкостроению. Военные эксперты признают Т-34 одним из лучших танков Второй мировой войны.
Михаил Кошкин – советский инженер-конструктор, создатель легендарного танка Т-34. В работе инженер использовал новейший высокоэкономичный дизель-мотор авиационного типа В-2, что придало машине необычайные проходимость, подвижность и маневренность. А уникальная длинноствольная пушка Т-34 по начальной скорости бронебойного снаряда превосходила все существовавшие на начало 1940-х годов отечественные и зарубежные артиллерийские комплексы.

Михаил Кошкин лично участвовал в войсковых испытаниях двух опытных танков Т-34: вместе со своей командой отправился в 750-километровый пробег Харьков — Москва по бездорожью.

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны: немецкие войска не были готовы к такому мощному техническому отпору со стороны СССР. Кроме того, эта машина задала новое направление танкостроению. Военные эксперты признают Т-34 одним из лучших танков Второй мировой войны.
Работа кинематографистов над любой сценой всегда начинается с раскадровок. Художники рисуют важные и сложные кадры, ищут эффектные монтажные переходы между ними, определяют ракурс съемки. Так что команда фильма знает, что именно увидят зрители на экране, задолго до старта самих съемок.
Раскадровки фильма «Увидеть Сталина». Автор — Илья Руднев
Left
Right
Александр Суворов
Александр Суворов
Художник-постановщик
«Простых сцен в нашем фильме нет»

«Любой исторический фильм начинается с изучения исторического материала. Мы постарались соблюсти историческую достоверность, передать дух и вид той эпохи, но некоторые детали сознательно подогнали под стилистику нашего фильма. «Увидеть Сталина» — зрелищное приключенческое кино, а его главный реквизит — это, конечно, танки. Мы тщательно работаем с ними перед каждой съемкой: подкрашиваем, декорируем.
Для создания одного танка за основу мы взяли танк Т-34 85-й модели, а второй сделали из тягача, также основанного на модели Т-34, но имеющего другую форму люка — квадратную.
Наши танки абсолютно рабочие, хотя им уже больше 70 лет: их примерные даты выпуска — 1945–1946 годы. В них даже сохранились реальные и функционирующие механизмы управления.
Наши танки абсолютно рабочие, хотя им уже больше 70 лет: их примерные даты выпуска — 1945–1946 годы. В них даже сохранились реальные и функционирующие механизмы управления.
Наши танкисты — механики-водители «Мосфильма» Дмитрий и Денис — выполняют на них такие пируэты и трюки, что с трудом верится, что огромные танки такое могут.
Что касается эффектов, мы используем в основном реальные, практические. Во второй съемочный день даже случайно погнули башню танка пиротехническим взрывом. Но будет в фильме и компьютерная графика. Простых сцен в нашем фильме нет — каждая готовится очень тщательно.
Когда мы выбирали натуру для фильма, объездили Белоруссию, проехали по маршруту Кошкина от границы с Украиной до Москвы. Но остановились на Воскресенске. Близость к Москве, достаточно удобная инфраструктура и очень красивая натура нас подкупили: такое разнообразие ландшафта и рельефа при небольшой удаленности локаций друг от друга стали для нас с Кимом Дружининым большой находкой.
После утверждения натуры мы принялись за подготовку эскизов, а для более сложных декораций — макетов. К моему большому огорчению, работа с любой натурой начинается с уборки мусора перед каждой съемкой: мусор собираем мешками — и все равно бутылки, полиэтиленовые пакеты так и лезут в кадр.
После утверждения натуры мы принялись за подготовку эскизов, а для более сложных декораций — макетов. К моему большому огорчению, работа с любой натурой начинается с уборки мусора перед каждой съемкой: мусор собираем мешками — и все равно бутылки, полиэтиленовые пакеты так и лезут в кадр.
На фотографиях запечатлены съемки сцен погони за танками немецких диверсантов на мотоциклах. Основной сложностью во время съемок стали сами мотоциклы: старая техника очень часто ломалась, и нам приходилось ремонтировать их прямо на съемочной площадке. Забавный случай приключился с катком, который после каждого кадра выравнивал дорогу: он слегка столкнулся с танком, но никто не пострадал, включая технику».
Фотографии со съемочной площадки. Автор — Кристина Лукаш
«Скучные исторические сводки никому не нужны»

«Идеей создания такого фильма со мной поделился автор сценария Андрей Назаров, и я его поддержал. Кстати, именно он придумал название «Увидеть Сталина», которое мне очень понравилось. И после обсуждения первого варианта сценария мы вместе доработали историю до того вида, который она приобретает сейчас в процессе съемок.
Дмитрий Щербанов
Дмитрий Щербанов
Генеральный продюсер
В основу фильма лег реальный эпизод из жизни инженера-конструктора Михаила Кошкина, создателя танка Т-34: он отправился в секретный пробег через всю страну, чтобы показать Сталину новую, инновационную модель танка, над которой он работал долгое время. Кошкин понимал, что эта машина нужна Родине, потому что танка с такими характеристиками не было тогда нигде. А еще понимал, что, чтобы танк встал на серийное производство, его обязательно нужно показать Сталину.
Дмитрий Щербанов
Дмитрий Щербанов
Генеральный продюсер
«Скучные исторические сводки никому не нужны»

«Идеей создания такого фильма со мной поделился автор сценария Андрей Назаров, и я его поддержал. Кстати, именно он придумал название «Увидеть Сталина», которое мне очень понравилось. И после обсуждения первого варианта сценария мы вместе доработали историю до того вида, который она приобретает сейчас в процессе съемок.
В основу фильма лег реальный эпизод из жизни инженера-конструктора Михаила Кошкина, создателя танка Т-34: он отправился в секретный пробег через всю страну, чтобы показать Сталину новую, инновационную модель танка, над которой он работал долгое время. Кошкин понимал, что эта машина нужна Родине, потому что танка с такими характеристиками не было тогда нигде. А еще понимал, что, чтобы танк встал на серийное производство, его обязательно нужно показать Сталину.
Для тех предвоенных времен это был большой подвиг: не просто отправиться в пробег, а отправиться к Сталину, чтобы доказать ему ценность этих машин.
Для тех предвоенных времен это был большой подвиг: не просто отправиться в пробег, а отправиться к Сталину, чтобы доказать ему ценность этих машин.

К сожалению, немногие помнят этот подвиг Кошкина, он — несправедливо забытый герой. Именно это подкупило меня: возможность вновь вывести в пантеон героев человека, который пожертвовал жизнью (во время пробега Кошкин заболел и вскоре после него умер и так и не увидел производство своего танка) ради страны.
К сожалению, немногие помнят этот подвиг Кошкина, он — несправедливо забытый герой. Именно это подкупило меня: возможность вновь вывести в пантеон героев человека, который пожертвовал жизнью (во время пробега Кошкин заболел и вскоре после него умер и так и не увидел производство своего танка) ради страны.
О Кошкине в 80-х годах был снят телефильм «Генеральный конструктор». Он полностью рассказывал и об истории создании танка, и об этом пробеге, однако сам пробег в фильме показан был не очень интересно для аудитории. Танки просто ехали, останавливались и ехали дальше. А сейчас этим аудиторию — особенно молодую — не привлечь. Поэтому мы решили снимать именно приключенческое кино, основанное на реальных событиях. Взяв за основу несколько реальных фактов: сам персонаж Кошкина, создание танка, пробег, — мы создали захватывающую и динамичную историю, полную экшена и зрелищных сцен, которую действительно будет интересно смотреть. В качестве примера, референса, мы ориентировались на такие фильмы, как «Неуловимые мстители», серию фильмов об Индиане Джонсе, «Безумный Макс». Скучные исторические сводки никому не нужны, а вот с помощью такой закрученной истории мы сможем не просто рассказать зрителю о подвиге Кошкина, но и сделать так, что он будет сопереживать ему, болеть за него и в конце концов помнить. И поэтому мы хотели бы, чтобы как можно больше молодых людей посмотрели наше кино».
О Кошкине в 80-х годах был снят телефильм «Генеральный конструктор». Он полностью рассказывал и об истории создании танка, и об этом пробеге, однако сам пробег в фильме показан был не очень интересно для аудитории. Танки просто ехали, останавливались и ехали дальше. А сейчас этим аудиторию — особенно молодую — не привлечь. Поэтому мы решили снимать именно приключенческое кино, основанное на реальных событиях. Взяв за основу несколько реальных фактов: сам персонаж Кошкина, создание танка, пробег, — мы создали захватывающую и динамичную историю, полную экшена и зрелищных сцен, которую действительно будет интересно смотреть. В качестве примера, референса, мы ориентировались на такие фильмы, как «Неуловимые мстители», серию фильмов об Индиане Джонсе, «Безумный Макс». Скучные исторические сводки никому не нужны, а вот с помощью такой закрученной истории мы сможем не просто рассказать зрителю о подвиге Кошкина, но и сделать так, что он будет сопереживать ему, болеть за него и в конце концов помнить. И поэтому мы хотели бы, чтобы как можно больше молодых людей посмотрели наше кино».
Фотографии со съемочной площадки. Автор — Кристина Лукаш
Олег Антипов
Олег Антипов
Сопродюсер
«Мы пытаемся показать правдивый портрет того поколения»

«Мы постарались отразить в фильме одну важную вещь: 40-й год — и вообще предвоенное время — для нашей страны был крайне непростым с точки зрения внешней политики, внутренней политики. И хотя в фильме мы никак не касаемся политики, мы пытаемся показать правдивый портрет того поколения. Людей героических во всем, которые были готовы отказаться от всего ради великого дела. В их жизни место подвигу было везде: в угольных шахтах, на нефтедобыче, на строительстве заводов, в конструировании самолетов, кораблей и танков. И в это время, каким бы трудным оно ни было, всегда царила эта атмосфера постоянной готовности к свершениям, поступкам с большой буквы».
Фотографии со съемочной площадки. Автор — Кристина Лукаш
«Такие истории надо показывать зрителю всегда»

«У нас получилась любопытная история из-за смешения исторического факта и приключенческой основы. Это современное кино, снятое с помощью современных технологий, и рассказывает оно не о какой-то ерунде, а о героях, о том, что такое общество, о тех людях, которые общественное ставили выше личного. О том, как они верили в свою страну, как они любили свою страну, как они готовы были ради нее пожертвовать здоровьем и даже жизнью.
Ким Дружинин
Ким Дружинин
Режиссер
Актеров мы подбирали с особой щепетильностью. Хотелось, чтобы это были хорошие, приятные, красивые и крепкие люди — какие были в 1940-х годах в Советском Союзе. На роль Михаила Кошкина мы выбрали Андрея Мерзликина еще и потому, что он на него очень похож. У них даже отчества одинаковые — они оба Ильичи.
Ким Дружинин
Ким Дружинин
Режиссер
«Такие истории надо показывать зрителю всегда»

«У нас получилась любопытная история из-за смешения исторического факта и приключенческой основы. Это современное кино, снятое с помощью современных технологий, и рассказывает оно не о какой-то ерунде, а о героях, о том, что такое общество, о тех людях, которые общественное ставили выше личного. О том, как они верили в свою страну, как они любили свою страну, как они готовы были ради нее пожертвовать здоровьем и даже жизнью.
Актеров мы подбирали с особой щепетильностью. Хотелось, чтобы это были хорошие, приятные, красивые и крепкие люди — какие были в 1940-х годах в Советском Союзе. На роль Михаила Кошкина мы выбрали Андрея Мерзликина еще и потому, что он на него очень похож. У них даже отчества одинаковые — они оба Ильичи.
Такие истории и такое кино надо показывать зрителю всегда. Потому что эта история — о прошлом нашей страны, о людях с большой буквы, о героях, которых мы должны всегда помнить и которыми должны гордиться. Эта память должна формировать общественное мнение. Конечно, такие истории не всегда удается интересно показать, поэтому мы решили создать именно приключенческий фильм, чтобы рассказать историю о героях просто, понятно и увлекательно».
Такие истории и такое кино надо показывать зрителю всегда. Потому что эта история — о прошлом нашей страны, о людях с большой буквы, о героях, которых мы должны всегда помнить и которыми должны гордиться. Эта память должна формировать общественное мнение. Конечно, такие истории не всегда удается интересно показать, поэтому мы решили создать именно приключенческий фильм, чтобы рассказать историю о героях просто, понятно и увлекательно».
Сами съемки картины — это своеобразное приключение. Сложный реквизит, функционирующие танки, оружие, кони, много людей: сами представляете, какая сложная работа — заставить все это взаимодействовать так, как нужно.
Сами съемки картины — это своеобразное приключение. Сложный реквизит, функционирующие танки, оружие, кони, много людей: сами представляете, какая сложная работа — заставить все это взаимодействовать так, как нужно.
Фотографии со съемочной площадки. Автор — Кристина Лукаш
В главных ролях:
В главных ролях:
Александр Тютин
Григорий Кулик
Андрей Мерзликин
Михаил Кошкин
Аглая Тарасова
Лида Катаева
Антон Филипенко
Петр Мизулин
Портал «Культура.РФ» представляет уникальную запись трансляции со съемочной площадки картины «Увидеть Сталина». Видеотрансляция доступна всем желающим в любое время. Прогуляйтесь по локациям фильма, понаблюдайте за работой творческой группы, узнайте, как на самом деле снимается кино — со всеми дублями.
Запись трансляции со съемочной площадки на Красной площади.
Запись трансляции со съемочной площадки на Красной площади.
Генеральные партнеры
Генеральные партнеры
Производитель
Производитель
Главная фотография: Кристина Лукаш
Подписывайтесь на рассылку портала «Культура.РФ» и еженедельно получайте наши лучшие публикации