АЗБУКА АВАНГАРДА
Знаковые российские имена и события, которые повлияли на мировое искусство
Вступайте в нашу группу Facebook
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
АВАНГАРД
Авангард как явление появился во всех сферах искусства примерно в 1910-х годах. Можно назвать его основные имена и направления, но сформулировать общие черты практически невозможно. Это целая система проникающих друг в друга стилей, концепций, теорий, языков, школ. Авангард в изобразительном искусстве можно понимать как эксперимент – с концепцией, цветом, формой. Русский авангард в живописи вырос, конечно, из западных живописных направлений: импрессионизма, постимпрессионизма и символизма. Авангардное движение не сформировало единого стиля, ни одна школа не включала само слово "авангард" в название, этим термином не пользовались художественные критики.
Василий Кандинский. Поперечная линия. 1923
Художественное собрание земли Северный Рейн — Вестфалия, Дюссельдорф, Германия
Казимир Малевич. Точильщик. 1912
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
Марк Шагал. Над городом. 1914-1918
Государственная Третьяковская галерея, Москва
БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ
Самое крупное объединение раннего русского авангарда, которое, впрочем, просуществовало всего 6 лет. В основе творческого мировоззрения «Бубнового валета» – живопись Поля Сезанна. Искусство, считали художники, больше не философия, а эмоциональная игра красок, цвета, фактуры. Искусство должно быть понятно и интересно не только критикам, а любому человеку. В объединение входили Кончаловский, Лентулов, Фальк, позже Малевич, Ларионов, Гончарова. После их ухода в объединение вошли Шагал, Татлин, Пуни. Манеру, которую они выработали, называли русским "сезанизмом". Их натюрморты и портреты на выставках соседствовали с работами Матисса, Пикассо и Синьяка.
Роберт Фальк. Старая Руза. 1913
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Татлин. Продавец рыб. 1911
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петр Кончаловский. Хлебы на фоне подноса. 1912
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Ярославская область
ВСЁЧЕСТВО
Теоретическую концепцию с таким "всеобъемлющим" названием выдвинули в 1913 году художники Михаил Ларионов, Михаил Ледантю, Кирилл Зданевич и литератор Илья Зданевич. Они подписали манифест "Лучисты и будущники", в котором провозгласили: "Все стили мы признаём годными для выражения нашего творчества, прежде и сейчас существующие". Авангардное движение действительно не сформировало единого стиля. Илья Зданевич представил свою концепцию на закрытии выставки Наталии Гончаровой, и дальше пропагандировал теорию всёчества на лекциях в Петербурге. С одной стороны, эту концепцию можно рассматривать как прекрасную пародию на любую художественную теорию, с другой, по мнению искусствоведа Ирины Карасик, ей нельзя отказывать в наличии серьёзных идей, в частности, «представление о художественном процессе как непрерывном культурном пространстве, в котором время как бы отсутствует».
Михаил Ларионов. Петух и курица. 1912
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Наталия Гончарова. Весна. Белые испанки. 1932
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Наталия Гончарова. Синяя корова. 1911
Галерея Альбертина, Вена, Австрия
ГИНЗБУРГ
Моисей Гинзбург стоял у истоков абсолютно новой архитектуры. «Архитектор почувствует... себя не декоратором жизни, а ее организатором, – писал он о ближайшем будущем. На первое место в новой архитектуре вышла функциональность, а не декор. При этом, отталкиваясь от потребностей человека, архитектура авангарда не воспринимала человека как личность. Он становился лишь частью определенной социальной группы, на нужды которой "работает" архитектор. В 1924 году Гинзбург опубликовал книгу "Стиль и эпоха". Эта работа стала теоретической основой конструктивизма, а построенный по проекту Гинзбурга Дом Наркомфина в Москве — визитной карточкой этого архитектурного направления.
Жилой дом на Новинском бульваре в Москве. 1928—1930. Общий вид, план первого этажа и боковой фасад
Фотография: famous.totalarch.com
Дом текстилей. Конкурсный проект 1925 года. Перспектива и план
Фотография: famous.totalarch.com
Дворец Советов. Конкурсный проект 1932 года. Макет и план
Фотография: famous.totalarch.com
ДЯГИЛЕВ
Сергей Дягилев – юрист по образованию – учился живописи, занимался коллекционированием, организовывал выставки. Но имя его прочно связано с балетом, искусством, которое поначалу казалось ему недостойным внимания. Дягилев – один из основателей группы "Мир искусства", ориентировавшейся на ценности дворянской культуры XVIII – XIX веков. Именно эту эстетику он открыл для европейской публики, когда в 1908 году впервые привез за границу русский балет – в рамках "Русских сезонов". Пользовавшиеся бешеной популярностью "Сезоны" позже трансформировались в "Русский балет Дягилева" – труппа базировалась в Монако, гастролируя по Европе и США.
КРАСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (МУЗЫКА ВЫШНЕГРАДСКОГО (1918)
Эстетика авангарда нашла свое воплощение и в музыке. Обновился музыкальный язык, возникли новые школы и теории. Среди них – ультрахроматическая музыка с делением полутона на мелкие интервалы. Внук министра финансов Иван Вышнеградский разработал четвертитоновую музыку (позже он эмигрировал из-за отсутствия возможности создать в России четвертитоновое пианино). Одно из его знаковых произведений – «Красное Евангелие». После него Вышнеградский стал автором «закон всезвучия» и создал то, что сейчас называют мультимедийной цветомузыкой.
ЖУРНАЛ ЛЕФ
Одноименный журнал, издававшийся творческим объединением ЛЕФ – Левым фронтом искусств. Главным редактором был поэт Владимир Маяковский. За два года существования журнала в нем печатались сам Маяковский, Пастернак, Хлебников, Асеев, Кручёных и другие. Перед художественными произведениями размещали теоретические комментарии: например, перед поэмой Маяковского "Про это" пояснялось, что это "опыт полифонического ритма". Над обложками всех выпусков работал Родченко. Журнал закрыли в 1925 году: официально из-за нерентабельности, на самом деле – из-за противоречий между литературными группировками внутри редакции.
ЗЛОТНИКОВ
Юрий Злотников был убежден, что новый язык в искусстве – это язык науки. Он критиковал Малевича, но увлекался работами ученого-биолога Павлова. Если для абстракционистов главным было передать эмоцию, то для Злотникова, как для рационалиста, важно было анализировать, «выявлять закономерности психофизиологической моторики и природу реакций на цвет и форму». В 1956 году художник начал работу над своей серией беспредметных работ "Сигнальные системы" – это более ста графических рисунков, которые подразумевали реальное положительное воздействие на психику зрителя.
Юрий Злотников. Композиция №39. 1972
Московский музей современного искусства, Москва
Юрий Злотников. Композиция №71. 1982
Московский музей современного искусства, Москва
Юрий Злотников. Композиция №92. 1982
Московский музей современного искусства, Москва
ИНХУК
Инхук, или Институт художественной культуры, появился в Москве в 1920 году по инициативе Кандинского, которого, правда, вскоре "изгнала" оттуда группа конструктивистов во главе с Родченко. Кандинский, как сторонник синтеза искусств, предполагал, что в основе нового искусства – живопись, танец и музыка. Для конструктивистов такой подход был шагом назад, обращением к прошлому, что для модернизма было неприемлемо. Инхук просуществовал недолго – до 1924 года, но в нем успели поработать многие знаковые деятели русского авангарда.
КАНДИНСКИЙ
Василий Кандинский – один из основателей русского абстракционизма, его первооткрыватель: первой абстрактной картиной принято считать именно его "Картину с кругом", написанную в 1911. «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» - писал он. В трактате "О духовном в искусстве" Кандинский пытался разобраться, как цвет воздействует на сознание. Отказавшись от предметности изображения, свои картины он делил на три категории: импрессии, импровизации и композиции. Первые – прямые впечатления от созерцания, вторые – поток бессознательного, третьи, напротив, сознательно выстроенные.
Василий Кандинский. Имрпессия III (Концерт). 1911
Городская галерея в Ленбаххаузе, Мюнхен, Германия
Василий Кандинский. Синее небо. 1940
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция
Василий Кандинский. Композиция VIII. 1923
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк, США
ЛУЧИЗМ
Это направление в живописи изобрел Михаил Ларионов. В его основе – мысль о том, что зрение человека воспринимает не сам предмет, а отраженные им лучи. Ларионов и его последователи в своем творчестве сосредоточились именно на лучах: их картины отображают не предметы, а скорее их энергетику и эстетику. Художники называли свое направление "четвертым измерением живописи". Лучше всего лучизм описал сам Ларионов: «Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой».
Михаил Ларионов. Стекло. 1912
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк, США
Михаил Ларионов. Красно-синий лучизм (Пляж). 1911
Музей Людвига, Кельн, Германия
Михаил Ларионов. Голова быка. 1913
Государственная Третьяковская галерея, Москва
МАЛЕВИЧ
Известный всему миру Казимир Малевич начинал с импрессионизма, потом в его творчестве можно проследить чередование неопримитивизма, кубофутуризма, алогизма. Он – основатель нового направления русского авангарда – супрематизма, который в массовом сознании четко ассоциируется с «Черным квадратом» - торжеством чистой геометрической формы. Малевич презентовал свой стиль на выставке «0,10» в 1915 году. А в 1919 он организовал «итоговую» выставку: от самых ранних работ до непосредственно супрематических, причем не сохранившиеся картины он написал заново. В 1920-ом году Малевич уехал в Витебск – преподавать. Там началось его противостояние со школой Шагала, и там же появилось объединение «Утвердителей нового искусства», которое взяло супрематизм за основу существования и педагогики.
Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 1916
Частное собрание
Казимир Малевич. Спортсмены. 1930—1931
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Казимир Малевич. Утро после вьюги в деревне. 1912
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк, США
НЕОПРИМИТИВИЗМ
Неопримитивизм – еще одна программа Михаила Ларионова. Ее он представил на выставке «Ослиный хвост» в 1912 году. Тот же супрематизм позже сформировался именно на основе этого художественного направления, которое демонстративно «скинуло с парохода современности» академические приемы живописи. Активный период существования неопримитивизма – с 1908 по 1913 год. В творчестве молодых модернистов, работавших в рамках этого направления, с одной стороны, сильно влияние Гогена и Матисса, с другой – русской архаичной фольклорной традиции.
Михаил Ларионов. Венера с птицей. 1920-1930
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Ларионов. Венера и Михаил. 1912
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Ларионов. Цыганка в Тирасполе. 1907
Частное собрание
ОРГАНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Представители школы, основанной Михаилом Матюшиным, воспринимали мир как целостную структуру, в которой на равных взаимодействуют звук, цвет и форма. Это еще одно направление беспредметной живописи, но не только ее. «Органическое направление» предполагало синтез искусств, Матюшин и сам был и художником, и философом, и музыкантом – в частности, написал футуристическую оперу «Победа над Солнцем».
Михаил Матюшин. Цветок человека. 1918
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Матюшин. Движение в пространстве. 1922
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Матюшин. Лахта. 1924
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
ПРИМИТИВИЗМ
Примитивизм как направление авангарда сформировался в конце 1900-х годов. Само слово впервые использовал в рецензии поэт Сергей Маковский. Примитивизм – это сознательное упрощение. Инфантильные, немного наивные и слегка неуклюжие формы: то ли рисунок ребенка, то ли наскальная живопись, то ли сказочный русский лубок – в русском примитивизме сильно было влияние национальной фольклорной традиции.
Владимир Мелихов. Раздвоение. 1989
Московский музей современного искусства, Москва
Нико Пиросмани. Женщина с пасхальными яйцами. 1910-е
Московский музей современного искусства, Москва
Павел Леонов. Автопортрет. 1960
Московский музей современного искусства, Москва
РОДЧЕНКО
Фотограф и художник Александр Родченко – идеолог сразу двух направлений: конструктивизма и линиизма. В «Манифесте раннего конструктивизма» он писал: «Ввел и объявил линию как элемент конструкции и как самостоятельную форму живописи». Развивая идеи беспредметного искусства, Родченко перенес их в пространство новых форматов: эксперименты в области фотомонтажа, сотрудничество с Маяковским в оформлении рекламы и агитационных плакатов, архитектурные проекты, наконец, фотография и дизайн. Родченко отражал пространство не с помощью цвета, а через линии и плоскости.
Александр Родченко. Композиция. 1917
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Александр Родченко. Лестница. 1930
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Александр Родченко. Белый круг. 1918
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
СУПРЕМАТИЗМ
Термин придумал Малевич для своих же работ. "Супремус" – "высший", супрематизм – искусство будущего, новый геометрический язык, язык неосуществимых проектов, утопия. Это возведение формы в абсолют. Живопись, по словам самого Малевича, уже оказалась изжита. Так что супрематизм – это новая философская система, изображающая "беспредельную абстрактную вселенную" с помощью цвета и форм."Черный квардрат", представленный художником в 1915 году, открыл в русском авангарде геометрическую страницу беспредметных форм.
Казимир Малевич. Супрематизм 8. 1916
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Суетин. Супрематизм. 1920-1921
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
ТАТЛИН
Художник, график, сценограф Владимир Татлин считается основоположником русского конструктивизма, хотя сам он этот термин не любил. Он первым загорелся идеей "художника-инженера", идеей искусства, которое не изображает предметы, а создает их. От кубизма Татлин перешел к так называемым "контррельефам" – конструкциям из железа и дерева. Одну из них – "Трамвай В" – даже приобрел коллекционер Сергей Щукин. Татлин разрабатывал костюмы, которые носил и сам, проектировал мебель, создавал необычную посуду и бредил великими утопическими проектами вроде памятника Третьего интернационала — башни-монумента, которую планировалось возвести после революции 1917 года.
Владимир Татлин. Трамвай В. 1915
УНОВИС
УНОВИС или "Утвердители нового искусства" – художественная группа, созданная Казимиром Малевичем в Витебске в 1920 году. Приехав в Витебск преподавать, Малевич собрал вокруг себя группу учеников (среди них, например, Эль Лисицкий) – проводил с ними философские дискуссии и выставки, привлекал к оформлению города в праздники. В 1921 году в местном журнале "Искусство" даже был опубликован манифест УНОВИСа. В основу педагогической системы Малевича легли принципы супрематизма, и целью объединившихся художников стало "создание чистого живописного образа".
ФУТУРИЗМ
Футуризм (от итальянского futuro — «будущее») – это новый язык искусства. Своего расцвета направление достигло в литературе. Главным способом преображения мира стало слово и его отдельные элементы: изменяя слово, изменяешь мир, решили футуристы. Самого слова "футуризм" Маяковский, Бурлюк, Хлебников, Крученых, кстати, избегали, предпочитая именовать себя "будетлянами". Слово у футуристов активно взаимодействовало с изображением: именно в это время появилась культура плакатов. Издавались рукописные книги, поэты иллюстрировали сборники, художники писали стихи.
Владимир Маяковский
"А вы смогли бы?"


Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

1913
Давид Бурлюк
"Камень, брошенный с вершины
"

Камень, брошенный с вершины,
Не вернется никогда! —
В лаве бурныя морщины, —
Камень книзу без следа;
Но сказали мне японцы,
Что к вершине, где так солнце
Светит ярко —ветер часто
Камень гонит вспять несчастной.

1921
Алексей Кручёных
"Тропический лес"


Пробуждается и встает
в белых клубах негр
смотрит на круглый живот
пробует острый верх
водомет голубой крыло головы
зубы сверкают среди барвинков
лежа на копьях листвы
кто-то играет на скрипке

1913
ХЛЕБНИКОВ
Русская авангардная поэзия началась с образования группы "Гилея" – одним из ее организаторов был поэт Велимир Хлебников. Его произведения, которые многим казались бессмысленными, существовали в новой семантической системе, построенной на неологизмах. "Заумь" нового языка, игра со смыслами, с фонетикой – все это для того, чтобы читатель никогда не мог быть уверен в абсолютной правильности своей интерпретации. «Слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл...», - писал Хлебников.
"Времыши-камыши..."

Времыши-камыши
На озера береге,
Где каменья временем,
Где время каменьем.
На берега озере
Времыши, камыши,
На озера береге
Священно шумящие.

1908
"Россия забыла напитки..."

Россия забыла напитки,
В них вечности было вино,
И в первом разобранном свитке Восчла роковое письмо.
Ты свитку внимала немливо,
Как взрослым внимает дитя,
И подлая тайная сила
Тебе наблюдала хотя.

Начало 1908
"Облакини плыли и рыдали..."

Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей. Облакини сени кидали
Над печальными далями далей. Облакини сени роняли
Над печальными далями далей... Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.

Март 1908
ЦВЕТОЗРИТЕЛЬНОЕ (ОПТОФОНИЧЕСКОЕ) ФОРТЕПИАНО
БАРАНОВА-РОССИНЕ
Владимир Баранов-Россине, художник и скульптор, занимался также аудиовизуальными исследованиями. Еще в 1920 году он создал прообраз современных мультимедийных инсталляций, разработав оптофоническое пианино – оно же "цветозрительное". Этот аппарат одновременно проецировал изображение и сопровождал его своеобразным саундтреком. Каждая клавиша инструмента соответствовала определенному звуку и цвету, причем яркость изображения могла меняться с помощью фильтров. Баранов-Россине выступал с "цветомузыкальными концертами" не только в России, но и в европейских странах, а оптофон часто использовали на своих выставках художники-авангардисты.
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ
История «Черного квадрата» начинается с имени Михаила Матюшина. В 1913 году он поставил оперу «Победа над Солнцем». Малевич создал декорации к спектаклю, в которых черный квадрат закрывает солнце – как символ победы «будетлян» (футуристов). На основе этого образа в 1915 году была написана та самая картина, которую Малевич представил на итоговой футуристической выставке «0,10». «Черный квадрат» повесили в красном углу, где обычно висела икона. «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству», – писал художник.
Казимир Малевич. Черный квадрат. 1915.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
ШАГАЛ
Марка Шагала называли "предвестником сюрреализма". В 1907 году он переехал из Витебска в Санкт-Петербург, оттуда (в 1910) – в Париж, где в экспрессионизме его работ появились характерные черты кубофутуризма. Тем не менее, Шагал никогда не причислял себя ни к одной арт-группировке, не становился членом художественных объединений. В 1918 году он вернулся в родной город и открыл художественное училище и свободные мастерские, где живописи могли учиться даже нищие. Через год в училище приехал преподавать Малевич – и началось противостояние двух одинаково ярких фигур русского авангарда. Вскоре Шагал обнаружил над входом в училище надпись "Супрематическая академия", и вернулся во Францию, где прожил большую часть жизни.
Марк Шагал. День рождения. 1915
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Марк Шагал. Я и деревня. 1911
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Марк Шагал. Прогулка. 1917-1918
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
ЩУКИН
Сергей Щукин – московский купец, меценат и коллекционер, человек, открывший России французских импрессионистов. Его коллекция наравне с собранием Ивана Морозова стала основой экспозиции авангардной живописи Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Обладая удивительным чутьем на шедевры, Щукин приобретал картины, которые в то время вызывали огромный негативный резонанс, а позже оказались культовыми. Именно Щукин открыл российскому зрителю Пикассо и Матисса, причем за два панно последнего – "Танец" и "Музыка" – заплатил на тот момент рекордную сумму – 15 и 12 тысяч франков. Он выбирал максимально радикальные работы художников-новаторов – и это оказало огромное влияние на формирование русского авангарда.
Анри Матисс. Танец. 1910
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Христиан Корнелиус (Ксан) Крон. Портрет Сергея Щукина. 1915
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Анри Матисс. Музыка. 1910
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
ЭЛЬ ЛИСИЦКИЙ
Архитектор, художник, конструктор, первый русский графический дизайнер, мастер фотомонтажа, инженер. Лазарь Лисицкий, позже взявший себе псевдоним "Эль Лисицкий", как и Шагал, учился живописи у Юделя Пэна. Огромное влияние на него оказали идеи супрематизма, затем – конструктивизма. На их основе он сформировал собственный стиль и разработал концепцию проунов – "Проектов утверждения нового". Лисицкий назвал их «пересадочной станцией от живописи к архитектуре». Помимо архитектурных проектов (например, проект горизонтальных небоскребов), он занимался фотомонтажом, коллажами и дизайном.
Эль Лисицкий. Проун 19D. 1922
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Эль Лисицкий. Клином красным бей белых. 1920
Российская государственная библиотека, Москва
Эль Лисицкий. Проун 1С. 1919
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
ЮДИН
Лев Юдин – один из учеников Малевича, но в качестве основного направления в своем творчестве он выбрал не супрематизм, а кубизм. Помимо живописи, Юдин увлекался графикой и созданием миниатюрных бумажных скульптур. Он предвосхитил появление концептуальной постановочной фотографии, создав в 30-х годах целую серию абстрактных скульптур из бумаги, и запечатлев их при особом освещении. Юдин работал иллюстратором в журналах "Чиж" и "Ёж" – лучших детских изданиях того времени – и оформлял книги поэтов-обэриутов, например, Хармса.
Лев Юдин. Голубой натюрморт. 1930-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лев Юдин. Ню. 1930-е
Частное собрание
Лев Юдин. Портрет мужчины в цилиндре. 1931
Частное собрание
ЯКУЛОВ
Георгий Якулов известен как театральный художник и теоретик искусства, создатель теории света и происхождения стилей в искусстве, или "Теории разноцветных солнц". Цвет он считал отдельным самостоятельным элементом искусства, который не дополняет образ, а создает его. Якулов много работал в театре – например, оформлял знаменитые балеты Дягилева. Не сложился только его творческий тандем с Всеволодом Мейерхольдом, хоть они оба и считали себя конструктивистами.
Георгий Якулов. Бар. 1911-1912
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Георгий Якулов. Портрет А.Г. Коонен. 1920
Частное собрание
Георгий Якулов. Нападение льва на лошадь. Эскиз панно для кафе «Стойло Пегаса». 1919
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Подписывайтесь на рассылку портала «Культура.РФ» и еженедельно получайте наши лучшие публикации