10 великих проектов,
оставшихся только на бумаге


Грандиозные и утопические — или вполне реализуемые, но появившиеся не в то время и не в тех обстоятельствах.
10 великих проектов,
оставшихся только на бумаге

Грандиозные и утопические — или вполне реализуемые, но появившиеся не в то время и не в тех обстоятельствах.
Что помешало Франческо Растрелли возвести грандиозную колокольню, которая должна была стать самой высокой в Европе? Почему не построили храм Христа Спасителя на Воробьевых горах? Какое здание должно было быть на месте открытого бассейна «Москва»? «Культура.РФ» вместе с Музеем архитектуры имени Щусева вспоминает 10 проектов, которые так и не были реализованы.
Что помешало Франческо Растрелли возвести грандиозную колокольню, которая должна была стать самой высокой в Европе? Почему не построили храм Христа Спасителя на Воробьевых горах? Какое здание должно было быть на месте открытого бассейна «Москва»? «Культура.РФ» вместе с Музеем архитектуры имени Щусева вспоминает 10 проектов, которые так и не были реализованы.

«Святая святых» Бориса Годунова

Дата: 1600-е
«Святая святых» Бориса Годунова
Дата: 1600-е
Замысел:
Борису Годунову принадлежал грандиозный замысел создать в Московском Кремле подобие святых мест Иерусалима. Эта церковная программа получила название «Святая святых». Хотя существуют разные мнения, как именно должен был выглядеть главный храм, исследователи полагают, что, скорее всего, его прототипом должен был служить храм Воскресения Христова (Гроба Господня). Тем более что в некоторых исторических источниках упоминается создание главной храмовой реликвии —Гроба Господня, который видели и описали современники.
Что пошло не так:
Время, проведенное у власти Борисом Годуновым, было недолгим: в 1605 году после семи лет царствования он скоропостижно скончался. Как писал один из его современников: «хотел Юстиниану уподобиться, а Маврикиеву часть получил». «Святая святых» так и осталась только замыслом. В ходе своей большой церковной программы Борис Годунов успел лишь надстроить один ярус колокольни Ивана Великого.

Дворец в Стрельне

Дата: 1710-е
Архитектор: Жан-Батист Леблон
Дворец в Стрельне
Дата: 1710-е
Архитектор: Жан-Батист Леблон
Замысел:
Первоначально проектированием царской резиденции занимался Карло Бартоломео Растрелли, однако довольно скоро его сменил Жан-Батист Леблон. Он предложил проект так называемого «водного сада» — проведенных вдоль главных аллей сада каналов, соединяющихся с морем. Места между каналами предполагалось заполнить фонтанами и парковыми сооружениями. В конце центрального канала Леблон предлагал соорудить искусственный остров «Замок воды». Находящийся на возвышении дворец должен был состоять из главного корпуса с бельведером и двух флигелей с колоннадной галереей.
Что пошло не так:
В разгар строительства выяснилось одно досадное обстоятельство: для функционирования фонтанов в Стрельне было необходимо поднять воду до отметки 10 метров над уровнем моря. Такие сложные гидротехнические и ландшафтные работы стоили огромных денег, к тому же приводили к затоплению бассейнов местных рек Стрелки и Кикенки. Поэтому было принято решение остановить строительство в Стрельне и переместиться на запад — в Петергоф, где для работы фонтанов были более благоприятные условия. Кроме того, к этому времени Леблон умер от оспы, а назначенный на его место Микетти не смог защитить проект.

Колокольня Смольного монастыря

Дата: 1748–1754
Архитектор: Франческо Бартоломео Растрелли
Колокольня Смольного монастыря
Дата: 1748–1754
Архитектор: Франческо Бартоломео Растрелли
Замысел:
Смольный монастырь строился по указу императрицы Елизаветы, которая думала под старость отойти от государственных дел и удалиться в церковную обитель. Автор проекта монастыря Франческо Бартоломео Растрелли, помимо Воскресенского собора и корпуса келий, планировал построить и грандиозную колокольню высотой 140 метров — это было бы самое высокое здание того времени не только в Петербурге, но и в Европе. Колокольню должны были возвести над въездом в монастырь, поэтому ее нижние ярусы были спроектированы подобно триумфальной арке.
Что пошло не так:
Воплощению замысла Растрелли помешала Семилетняя война, на которую уходила большая часть государственных средств — возможности финансировать такое дорогостоящее строительство у императрицы не было. В 1761 году скончалась его главная покровительница — императрица Елизавета, и ни Петр III, ни Екатерина II не сочли необходимым продолжать работы.

Госпитальный дом и Дом инвалидов

Дата: 1758-1759
Архитектор: Дмитрий Ухтомский
Госпитальный дом и Дом инвалидов
Дата: 1758-1759
Архитектор: Дмитрий Ухтомский
Замысел:
Московский Дом инвалидов для раненых солдат планировалось построить по образцу прославленного аналогичного парижского сооружения. Как и во французском комплексе, в проекте Ухтомского в центре находился собор, а по сторонам от него размещались симметричные лечебные и жилые корпуса.
Что пошло не так:
Московские власти выделили для строительства место на берегу Москвы-реки в районе Симонова и Данилова монастыря. Но дальше дело не продвинулось. Затянувшаяся Семилетняя война с Пруссией буквально опустошила казну — денег на такое грандиозное строительство попросту не было. Сначала проект Ухтомского был отложен, но позже к нему решили не возвращаться — в екатерининское время, в эпоху классицизма, его посчитали «морально устаревшим».

Кремлевский дворец Баженова

Дата: 1769-1773
Архитектор: Василий Баженов
Кремлевский дворец Баженова
Дата: 1769-1773
Архитектор: Василий Баженов
Замысел:
Баженов хотел построить огромный дворец на территории всего Кремля, включающий в себя все местные древние постройки. Протяженность фасада сооружения должна была составить 639 метров, дворец предполагалось сделать четырехэтажным (два нижних этажа должны были быть служебными, третий этаж – парадным).
Что пошло не так:
После утверждения проекта были разобраны все деревянные здания Кремля и часть кремлевской стены. В 1773 году состоялась торжественная закладка дворца, но довольно скоро строительство было прекращено: оно вызвало просадку грунта под Архангельским собором. И хотя грунт укрепили, а к стенам храма поставили специальные подпорки — контрфорсы, Екатерина II не захотела продолжать реализацию баженовского проекта.

Перестройка Кремля Казаковым

Дата: 1797
Архитектор: Матвей Казаков
Перестройка Кремля Казаковым
Дата: 1797
Архитектор: Матвей Казаков
Замысел:
Сподвижник Василия Баженова Матвей Казаков при строительстве нового дворца и манежа для строевого обучения солдат — экзерциргауза — стремился оставить центральную роль древним кремлевским сооружениям. Кроме того, он планировал создание в Кремле площадей правильной формы.
Что пошло не так:
Проект перестройки Кремля создавался к коронации Павла I, однако император не испытывал большого интереса к Москве — замыслом Казакова он не вдохновился и средств на строительство не выделил. К идее реконструкции Кремля вернулись только после Отечественной войны 1812 года.

Храм Христа Спасителя
на Воробьевых горах

Дата: 1815–1826
Архитектор: Александр Витберг
Храм Христа Спасителя
на Воробьевых горах

Дата: 1815–1826
Архитектор: Александр Витберг
Замысел:
В честь победы в Отечественной войне 1812 года Александр I объявил конкурс на создание проекта храма-памятника. Выиграл его Александр Витберг, который предложил построить на Воробьевых горах «храм тела, храм души и храм духа» — церковь, которая являлась бы, по его выражению, не «грудой камней», а раскрывала бы идею троичности Бога и человека. Витберг предлагал возвести практически три церкви — одну над другой: подземную в форме параллелепипеда в честь Рождества Христова, наземный крестообразный храм в честь Преображения Господня и круглый верхний в честь Воскресения Христова. У нижнего храма должны были находиться и катакомбы в память обо всех погибших в войне 1812 года. Здание планировалось просто грандиозное — его высота до креста достигала 237 метров (это примерная высота 70-этажного дома), а диаметр главного купола составлял более 50 метров. По сторонам от нижнего храма должны были находиться две колоннады, каждая по 640 метров длиной, и стометровые триумфальные колонны. Правда, позже Витберг все же отказался от идеи колоннады и преобразовал их в художественную ограду.
Что пошло не так:
Александр I был крайне впечатлен проектом, сказав Витбергу, что тот «заставил говорить камни». В 1817 году состоялась закладка храма. Однако в ходе строительства возникли проблемы — качество грунта вызывало сомнения, доставка камня шла недостаточно хорошо, наконец, вскрылись финансовые злоупотребления. Строительство было временно приостановлено, а вскоре умер Александр I, главный покровитель проекта. Николай I, не разделяющий восторга своего брата, созвал оценочную комиссию, которая постановила, что строительство храма на этом месте невозможно. В довершение всего Витберга обвинили в растрате казенных средств и после долгого судебного разбирательства отправили в ссылку в Вятку.

Дом книги

Дата: 1934
Архитекторы: Борис Великовский, Илья Голосов

Дом книги
Дата: 1934
Архитекторы: Борис Великовский, Илья Голосов

Замысел:
Здание Дома книги предполагалось построить для размещения там издательства ОГИЗ, музея книги, выставочных залов и книжного магазина. Первый проект такого здания создал Борис Великовский — это был комплекс из пересекающихся разновысотных корпусов.
Что пошло не так:
В 1934 году уже было начато строительство по этому проекту, но позже, в том же году приняли новый Генеральный план реконструкции Москвы — Дом книги Великовского в него не вписывался. Проект был передан Илье Голосову, который предложил более традиционное архитектурное решение: башню с двумя невысокими корпусами по сторонам. Проект долго не утверждали, строительные работы были приостановлены. Начавшаяся Великая Отечественная война заставила окончательно отказаться от реализации проекта Голосова. Однако к 1970-м комплекс зданий все-таки достроили — правда, уже без грандиозной башни. Четыре одинаковых по высоте корпуса возвели по проекту Бориса Мезенцева и Валентина Дановского.

Дворец Советов

Дата: 1930–50-е
Архитекторы: Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх

Дворец Советов
Дата: 1930–50-е
Архитекторы: Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх

Замысел:
Грандиозная 415-метровая высотка со стометровой статуей Ленина наверху должна была стать местом сессий Верховного Совета. Для строительства выбрали площадку у Москвы-реки, где раньше находился храм Христа Спасителя. Проект Дворца Советов напоминал вавилонский зиккурат, только составленный из цилиндрических объемов, а не параллелепипедов. Внутри здания планировалось создание большого круглого зала вместимостью до 22 тысяч человек.
Что пошло не так:
К 1941 году был заложен лишь фундамент Дворца Советов и смонтирована небольшая часть металлических конструкций. Однако с началом войны из них были сделаны противотанковые ежи. После победы над Германией советское правительство приняло решение бросить все силы на восстановление страны, поэтому такой дорогостоящий проект как Дворец Советов было решено заморозить. Формально от строительства здания отказались в 1961 году — тогда в котловане был устроен открытый бассейн «Москва».

Административное здание в Зарядье

Дата: 1947-1949
Архитектор: Дмитрий Чечулин

Административное здание в Зарядье
Дата: 1947-1949
Архитектор: Дмитрий Чечулин

Замысел:
В центре ансамбля, по замыслу архитектора, должна была находиться 32-этажная башня со шпилем высотой 275 метров. По диагоналям от нее планировались пятиэтажные корпуса, которые образовывали отдельные дворы. В здании хотели разместить сберкассу, телеграф, почту, поликлинику, типографию, а также две тысячи рабочих кабинетов. Местный зал собраний мог бы вместить до полутора тысяч человек.
Что пошло не так:
Когда уже был завершен нулевой цикл строительства (заложен фундамент, выстроен технический этаж и бетонный бункер), а также частично возведен стальной каркас здания, строительство приостановили. Это было связано с начавшейся тогда кампанией по борьбе с архитектурными излишествами (в 1955 году было издано постановление ЦК СССР, в котором дорогостоящие сталинские проекты подверглись резкой критике, вместо этого был взят курс на экономичное типовое строительство). В 1960-е к проекту вернулись — в 1964–1967 годах на фундаменте высотки была построена гостиница «Россия» по проекту того же Чечулина.
Главная фотография: Денис Гарипов / а-парк.рф
Подписывайтесь на рассылку портала «Культура.РФ» и еженедельно получайте наши лучшие публикации