Пианисты советской эпохи

Великие советские пианисты — больше чем музыканты.

Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Софроницкий, Лев Оборин, Яков Флиер — их имена знала вся страна, а они отвечали за ее победы на культурном фронте. Еще большей самоотдачи требовало от артистов Искусство. Рояль на сцене, зал, готовый внимать и верить каждому звуку, — вот мгновения, ради которых они жили.

«Культура.РФ» вспоминает непревзойденных советских пианистов и их завораживающие выступления.

Пианисты советской эпохи


«Культура.РФ» вспоминает непревзойденных советских пианистов и их завораживающие выступления
Вступайте в нашу группу Facebook
Святослав Рихтер
Фотография: diletant.media

Святослав Рихтер
Святослав Рихтер
Фотография: diletant.media

Святослав Рихтер
Пианист Святослав Рихтер — первый в СССР обладатель премии «Грэмми» (1960 год)
Пианист Святослав Рихтер — первый в СССР обладатель премии «Грэмми» (1960 год)
Рихтер начал увлекаться музыкой еще в раннем детстве. Он не только старательно занимался фортепиано под руководством отца, но и серьезно подходил к тому, что и как он играл.

К системным занятиям, впрочем, Рихтер пришел довольно поздно. В 22 года он переехал в Москву и стал учеником Генриха Нейгауза. К тому времени Святослав Рихтер был уже абсолютно сложившимся пианистом с огромным музыкальным кругозором. Нейгауз писал об ученике: «Он смолоду обнаруживал такое великолепное понимание музыки, столько вмещал ее в своей голове, обладая при этом чудесным природным пианизмом, что приходилось поступать согласно пословице: ученого учить — только портить». Нейгауз был для Рихтера скорее старшим мудрым другом, чем преподавателем в привычном понимании слова.
Карл Мария фон Вебер, Соната для фортепиано № 3 ре минор (исполняет Святослав Рихтер)
Сергей Прокофьев, Соната № 6 для фортепиано (исполняет Святослав Рихтер)
Карл Мария фон Вебер, Соната для фортепиано № 3 ре минор (исполняет Святослав Рихтер)
Сергей Прокофьев, Соната № 6 для фортепиано (исполняет Святослав Рихтер)
Столичный дебют пианиста состоялся в 1940 году: 26 ноября он исполнил Шестую сонату Сергея Прокофьева. Рихтер стал вторым ее исполнителем — первым был сам автор. Затем последовал столь же ответственный концерт: исполнение прокофьевского Пятого концерта. Об этом событии сам Рихтер писал: «Я был счастлив. В 22 года я решил, что буду пианистом, и вот, в 25 лет, играю сочинение, которое никто, кроме автора, не исполнял».
Рихтеру было интересно работать с произведениями «без репутации», — которые мало кто знал. Нейгауз так говорит о рихтеровском репертуаре:
Он буквально воскресил к жизни почему-то забытые чудесные сонаты Шуберта и некоторые сонаты Вебера
Он буквально воскресил к жизни почему-то забытые чудесные сонаты Шуберта и некоторые сонаты Вебера
Стремясь на каждом концерте играть что-то новое, Рихтер сразу после выступления садился заниматься и готовить следующую программу. В поздние годы пианист играл на концертах по нотам: ему жаль было тратить время на заучивание наизусть. «Сэкономленные» часы он посвящал изучению нового репертуара.
Фредерик Шопен, Скерцо № 2 (исполняет Святослав Рихтер)
Сольный концерт Святослава Рихтера. Англия, Лондон, «Барбикан», 1989 год
Фредерик Шопен, Скерцо № 2 (исполняет Святослав Рихтер)
Сольный концерт Святослава Рихтера. Англия, Лондон, «Барбикан», 1989 год
Одним из главных достижений Рихтера были «Декабрьские вечера» в ГМИИ имени Пушкина. Ирина Антонова, тогда директор Пушкинского музея и соавтор «Вечеров», вспоминала, как важно было Рихтеру показать людям единство культуры через синтез изобразительных искусств, музыки и поэзии. «Декабрьские вечера» до сих пор проходят в музее каждый год…
Эмиль Гилельс
Фотография: aif.ru

Эмиль Гилельс
Эмиль Гилельс
Фотография: aif.ru

Эмиль Гилельс
Пианист Эмиль Гилельс прославился на весь Советский Союз в возрасте 16 лет, когда победил на Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей
Пианист Эмиль Гилельс прославился на весь Советский Союз в возрасте 16 лет, когда победил на Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей
Если Рихтер вошел в мир большой музыки уже зрелым человеком, то о Гилельсе заговорили, когда ему было всего шестнадцать. Выдающийся пианист Артур Рубинштейн так вспоминает встречу с Эмилем, тогда еще юным студентом Одесской консерватории: «Директор консерватории представил мне небольшого роста рыжеволосого мальчика, который смущенно подал мне руку и тотчас же сел за рояль. После первых же тактов «Аппассионаты» я почувствовал, что передо мной щедро одаренный талант».

Одним из ярких художественных впечатлений своей жизни называл Яков Флиер выступление шестнадцатилетнего Эмиля на Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Он исполнял сложнейшие сочинения Баха, Брамса, Листа, Равеля.
 Людвиг ван Бетховен, Соната для фортепиано № 23, «Аппассионата» (исполняет Эмиль Гилельс)
 Иоганн Себастьян Бах, Прелюдия си минор (исполняет Эмиль Гилельс)
 Людвиг ван Бетховен, Соната для фортепиано № 23, «Аппассионата» (исполняет Эмиль Гилельс)
 Иоганн Себастьян Бах, Прелюдия си минор (исполняет Эмиль Гилельс)
Искусство Гилельса уже в молодости являло собой редчайший сплав художественного интеллекта, творческого воображения, природного пианизма, отличного чувства формы и стиля
— Яков Флиер
Искусство Гилельса уже в молодости являло собой редчайший сплав художественного интеллекта, творческого воображения, природного пианизма, отличного чувства формы и стиля
— Яков Флиер
Сольный концерт Эмиля Гилельса. Австрия, Оссиах, 1971 год
Окончив в 1935 году Одесскую консерваторию по классу Берты Рейнгбальд, Эмиль в течение трех лет оттачивал мастерство под руководством Генриха Нейгауза в Школе высшего художественного мастерства при Московской консерватории. Отношения с новым наставником складывались непросто, Гилельс чувствовал себя «гадким утенком», скучал по занятиям с Рейнгбальд. Для него она была «Учителем с большой буквы». Но у Нейгауза он научился многому: предельно внимательному отношению к нотному тексту, умению работать с новым репертуаром.
Сонаты Доменико Скарлатти (исполняет Эмиль Гилельс)
Сергей Прокофьев, «Мимолетности» (исполняет Эмиль Гилельс)
Сонаты Доменико Скарлатти (исполняет Эмиль Гилельс)
Сергей Прокофьев, «Мимолетности» (исполняет Эмиль Гилельс)
Гилельс играл музыку всех эпох — от композиторов эпохи барокко Жан-Филиппа Рамо и Доменико Скарлатти до современных ему Прокофьева и Шостаковича. Из классической музыки постоянными спутниками пианиста были сочинения Моцарта и Бетховена.
Гилельс был одним из первых советских музыкантов, который получил возможность много играть за рубежом. Иногда он проводил в зарубежных гастролях по нескольку месяцев в год.
День концерта для меня все равно, что для верующих день поста, религиозный праздник. И потому все постороннее должно отметаться в сторону
— Эмиль Гилельс
День концерта для меня все равно, что для верующих день поста, религиозный праздник. И потому все постороннее должно отметаться в сторону
— Эмиль Гилельс
Пианист считал, что преподавание и участие в работе жюри различных конкурсов отвлекают его от главного дела жизни, поэтому со временем совсем отказался от этого. К каждому своему концерту он относился с трепетом.
Владимир Софроницкий
Фотография: sofronitsky.ru

Владимир Софроницкий
Владимир Софроницкий
Фотография: sofronitsky.ru

Владимир Софроницкий
Владимир Софроницкий никогда не исполнял одинаково одно и то же произведение. Даже играя композицию несколько раз подряд, он обязательно менял что-то в каждом прочтении
Владимир Софроницкий никогда не исполнял одинаково одно и то же произведение. Даже играя композицию несколько раз подряд, он обязательно менял что-то в каждом прочтении
Владимир Софроницкий родился в Петербурге, в артистической семье. Его предками были художник-портретист Владимир Боровиковский и украинский поэт Лев Боровиковский. Все женщины в семье были музыкальны, играли на фортепиано, пели. Отец будущего пианиста Владимир Софроницкий хотя и был преподавателем математики (по некоторым источникам — физики), поддерживал общий семейный интерес к прекрасному.

Софроницкий исполнял музыку многих композиторов: Фридерика Шопена и Франца Шуберта, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Но всю жизнь он с особым трепетом относился к творчеству Александра Скрябина. Пианист говорил, что ему бесконечно дорога каждая его нота, каждая пауза.
Роберт Шуман, Соната для фортепиано № 1 (исполняет Владимир Софроницкий)
Александр Скрябин, Трагическая поэма си-бемоль мажор (исполняет Владимир Софроницкий)
Роберт Шуман, Соната для фортепиано № 1 (исполняет Владимир Софроницкий)
Александр Скрябин, Трагическая поэма си-бемоль мажор (исполняет Владимир Софроницкий)

Пианист Владимир Софроницкий, был женат на старшей дочери композитора — Елене Александровне Скрябиной (1900–1990)

Пианист Владимир Софроницкий, был женат на старшей дочери композитора — Елене Александровне Скрябиной (1900–1990)
К моменту окончания консерватории Владимир Софроницкий был уже зрелым музыкантом, со своими предпочтениями в музыке и взглядом на нее. Сразу же он был приглашен в Петроградскую филармонию. По всей стране концерты с его участием проходили с небывалым успехом.
В зале Театра им. Пушкина было 3 градуса мороза. Играть пришлось в перчатках с вырезанными кончиками пальцев… Но как меня слушали, как мне игралось!
— Владимир Софроницкий
В зале Театра им. Пушкина было 3 градуса мороза. Играть пришлось в перчатках с вырезанными кончиками пальцев… Но как меня слушали, как мне игралось!
— Владимир Софроницкий
Великая Отечественная война застала пианиста в Ленинграде. Он давал концерты в ледяных залах, полуголодный. Весной 1942 года его эвакуировали в Москву. Едва восстановив силы, он вернулся к концертной деятельности, а чуть позже начал заниматься со студентами Московской консерватории.
Франц Шуберт, Соната си-бемоль мажор (исполняет Владимир Софроницкий)
Софроницкий был лишен «звездной болезни» и постоянно сомневался в себе, был крайне нестабильным исполнителем: мог перенести начало концерта, отказаться от второго отделения, вовсе отменить выступление — но публика прощала ему все. Пианист Генрих Нейгауз называл Софроницкого «бесподобным поэтом фортепиано»: «Печать чего-то необыкновенного, иногда почти сверхъестественного, таинственного, необъяснимого и властно влекущего к себе всегда лежит на его игре». Софроницкий завораживал аудиторию точностью попадания в «нерв», одухотворенностью своего исполнения. По воспоминаниям слушателей, между пианистом и аудиторией устанавливалась невидимая, но всеми ощущаемая связь. Часто по окончании концертов директор просил уже уехавшего Софроницкого вернуться: загипнотизированные зрители отказывались покидать зал и требовали музыканта на очередной бис.
Сергей Рахманинов, Прелюдия до-диез минор (исполняет Владимир Софроницкий)
Людвиг ван Бетховен, Лунная соната (исполняет Владимир Софроницкий)
Сергей Рахманинов, Прелюдия до-диез минор (исполняет Владимир Софроницкий)
Людвиг ван Бетховен, Лунная соната (исполняет Владимир Софроницкий)
Выдающаяся пианистка Мария Юдина, окончившая консерваторию вместе с Владимиром Софроницким, отзывалась о нем так: «Он весь — в стремлении к бесконечному и в полном равнодушии к житейскому морю и полнейшей беспомощности в таковом».
Лев Оборин
Фотография: classicalmusicnews.ru

Лев Оборин
Лев Оборин
Фотография: classicalmusicnews.ru

Лев Оборин
Победитель Первого Международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве, 19-летний советский пианист Лев Оборин, основную часть конкурсной программы подготовил всего за три недели
Победитель Первого Международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве, 19-летний советский пианист Лев Оборин, основную часть конкурсной программы подготовил всего за три недели
Однажды Владимир Софроницкий сочинил шуточный палиндром: «Велик Оборин, он и робок и Лев». В нем есть изрядная доля правды: Оборин, как лев, защищал в 1927 году честь страны на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена. Но был скромен в интерпретации музыкальных шедевров, никогда не позволял себе виртуозной удали.

Достойное выступление советских музыкантов на международном конкурсе было делом политического престижа страны. Поэтому, когда стало известно о сенсационной победе Оборина, в Большом зале Московской консерватории остановили концерт, чтобы сообщить публике эту новость. Зал встал.
Его Шопен — хрустально чистый и светлый — безраздельно захватывал любую аудиторию
— Яков Флиер
Его Шопен — хрустально чистый и светлый — безраздельно захватывал любую аудиторию
— Яков Флиер
 Фредерик Шопен, Баллады (исполняет Лев Оборин)
Петр Чайковский, «Времена года». Осенняя песнь. Октябрь (исполняет Лев Оборин)
 Фредерик Шопен, Баллады (исполняет Лев Оборин)
Петр Чайковский, «Времена года». Осенняя песнь. Октябрь (исполняет Лев Оборин)
Подготовка к конкурсу проходила в экстремально короткие сроки. Помогало упорство и то, что язык шопеновских произведений был словно родным для Льва Оборина.

В репертуар Оборина всегда входили произведения Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Сергея Рахманинова. Во многом благодаря ему «Времена года» Петра Чайковского закрепились в концертном репертуаре пианистов. Он одним из первых обратился к Третьему фортепианному концерту Сергея Прокофьева, стал первым интерпретатором Концерта для фортепиано с оркестром Арама Хачатуряна.
 Людвиг ван Бетховен, Соната № 5, «Весенняя» (исполняют Лев Оборин и Давид Ойстрах)
Арам Хачатурян, Токката (исполняет Лев Оборин)
 Людвиг ван Бетховен, Соната № 5, «Весенняя» (исполняют Лев Оборин и Давид Ойстрах)
Арам Хачатурян, Токката (исполняет Лев Оборин)
Оборин часто выступал вместе с другими музыкантами: в дуэте с великим скрипачом Давидом Ойстрахом он исполнил, к примеру, сонаты Шуберта. Оборину и Ойстраху Прокофьев доверил премьеру своей Первой сонаты для скрипки и фортепиано. Когда к ним присоединялся виолончелист Святослав Кнушевицкий, рождались удивительные интерпретации трио Бетховена, Шуберта, Шостаковича.

Оборин воспитал целое поколение виртуозных музыкантов: из его класса консерватории вышли такие яркие личности, как Владимир Ашкенази, Михаил Воскресенский, Геннадий Рождественский, Борис Чайковский, Тигран Алиханов.
Яков Флиер
Фотография: classicalmusicnews.ru

Яков Флиер
Яков Флиер
Фотография: classicalmusicnews.ru

Яков Флиер
Несмотря на то что Яков Флиер считался одним из лучших советских пианистов, он только в возрасте 50 лет стал выступать за границей
Несмотря на то что Яков Флиер считался одним из лучших советских пианистов, он только в возрасте 50 лет стал выступать за границей
Путь Флиера к музыкальным вершинам начался в подмосковном городе Орехово-Зуево со спонтанных уроков матери. На регулярных музыкальных занятиях настояла его кузина, студентка Московской консерватории, куда вскоре поступил и сам Флиер. Он занимался с увлечением, старанием, но настоящий прорыв в игре Якова случился на третьем курсе, когда его принял в свой класс Константин Игумнов. Для выпускного экзамена молодой пианист выбрал Третий концерт Рахманинова. Игумнов был против: он считал, что это произведение под силу двум-трем пианистам в стране. Флиер был настойчив — и победил. Музыка Рахманинова стала частью его жизни.
Фридерик Шопен. Ноктюрн до минор, соч. 48 (исполняет Яков Флиер)
Сергей Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (исполняет Яков Флиер)
Фридерик Шопен. Ноктюрн до минор, соч. 48 (исполняет Яков Флиер)
Сергей Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (исполняет Яков Флиер)
После триумфов на нескольких крупных конкурсах он много выступал, не прекращая играть и в военные годы: с 1941 года он давал концерты в госпиталях, воинских частях, даже в блокадном Ленинграде. После войны музыканта ожидало еще одно испытание: из-за проблем с правой рукой он был вынужден прекратить выступления. Восстановиться Флиеру помогли его оптимизм и преподавание в Московской консерватории.
Он был исключительный жизнелюб, ему все было
интересно. <…> Он не был аскетом, он был антиаскетом!

— Родион Щедрин
Он был исключительный жизнелюб, ему все было
интересно. <…> Он не был аскетом, он был антиаскетом!

— Родион Щедрин
Положительные качества Флиера особенно ярко сказываются в его исполнении Шопена, может быть, иногда и спорном, но всегда горячем и проникновенном
— Лев Оборин
Положительные качества Флиера особенно ярко сказываются в его исполнении Шопена, может быть, иногда и спорном, но всегда горячем и проникновенном
— Лев Оборин
Людвиг ван Бетховен, Соната № 17 (исполняет Яков Флиер)
 Мазурки Фридерика Шопена (исполняет Яков Флиер)
Людвиг ван Бетховен, Соната № 17 (исполняет Яков Флиер)
 Мазурки Фридерика Шопена (исполняет Яков Флиер)
В 1970-е годы в жизни Флиера особое место заняла музыка Шопена. Последнее музыкальное откровение мастера — запись шопеновских мазурок в Большом зале Московской консерватории. Излишне строгий к себе, он хотел переписать несколько пьес — но так и не успел.
Несмотря на то что Яков Флиер считался одним из лучших советских пианистов, он только в возрасте 50 лет стал выступать за границей. Из-за этого музыкант оставался в тени Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса. В 2017 году в фойе Большого зала Московской консерватории был установлен памятник Флиеру.
Несмотря на то что Яков Флиер считался одним из лучших советских пианистов, он только в возрасте 50 лет стал выступать за границей. Из-за этого музыкант оставался в тени Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса. В 2017 году в фойе Большого зала Московской консерватории был установлен памятник Флиеру.
Автор: Алевтина Бояринцева
Подписывайтесь на рассылку портала «Культура.РФ» и еженедельно получайте наши лучшие публикации