140 лет «Лебединому озеру»

История легендарного балета
140 лет «Лебединому озеру»
История легендарного балета
В 1877 году в московском Большом театре был впервые поставлен танцевальный спектакль, который сегодня знают все. 140 лет назад на свет появился балет «Лебединое озеро». С тех пор так или иначе, но история мировой хореографии связана с волшебной «средневековой» сказкой о заколдованной девушке, влюбленном принце и злом волшебнике.
Считается, что Чайковского вдохновило посещение Баварии, где композитор увидел знаменитый Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. К слову, декорации к классическим постановкам до сих пор изображают готический замок в горах. В 1871 году композитор написал для своих родственников одноактный детский балет «Озеро лебедей». А поводом для создания бессмертной партитуры стал заказ Московской дирекции Императорских театров. Чайковский, часто — и, в принципе, охотно — сочинявший по заказам, взялся за этот труд, как он писал, «отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что … давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Для балета частично использовалась партитура уничтоженной композитором оперы «Ундина».
В истории балета партитура «Озера» революционна: Чайковский написал ритмически удобную для танцев музыку, но на место простоватых мелодий и незатейливых дивертисментов пришли высокие поэтические обобщения, сквозные лирические темы, что впоследствии позволило по-новому подойти к созданию хореографии.
Балет Петра Чайковского «Лебединое озеро». Марина Семёнова в роли Одиллии. Ленинград, первая четверть XX века
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область
Балет Петра Чайковского «Лебединое озеро». Константин Сергеев в роли Зигфрида. Ленинград, 1936 год
Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург / Фотография Евгения Рагузина
Балет Петра Чайковского «Лебединое озеро». Ольга Лепешинская в роли Одиллии. Москва, 1933 год
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область
Первое либретто «Озера», основанное на немецком колорите, написано как бы не всерьез, ирония часто направлена на балетные штампы, даже с примечанием «как это всегда бывает в балетах…».
Первоначально сюжет был таким: принц Зигфрид празднует совершеннолетие. Друг принца, увидев пролетающих лебедей, зовет его на охоту. Юноша попадает в «гористую дикую местность» с озером. При свете луны заколдованные лебеди сбрасывают крылья, становясь девушками во главе с Одеттой. Принц влюбляется в нее. На балу во дворце для принца танцуют красавицы, но он полон воспоминаний об озере и не хочет выбрать себе невесту. Неожиданно прибывает «злой гений» фон Ротбарт с дочерью Одиллией. Коварная девица притворяется Одеттой и обольщает принца. Он дает клятву верности, тем самым предавая Одетту. «Сцена мгновенно темнеет, раздается крик совы, одежда спадает с фон Ротбарта, и он является в виде демона. Одиллия хохочет. Окно с шумом распахивается, и на окне показывается белая лебедь с короной на голове. Принц с ужасом бросает руку своей новой подруги и, хватаясь за сердце, бежит вон из замка».
Последнее действие во многом совпадает с тем, что мы видим сегодня. Герои, сопротивляясь козням Ротбарта, гибнут в волнах озера.
Балет Петра Чайковского «Лебединое озеро». Софья Головкина в роли Одетты. Москва, 1940-е годы
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область
Балет Петра Чайковского «Лебединое озеро». Владимир Преображенский в роли Зигфрида. Москва, 1940-е годы
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область
Балет Петра Чайковского «Лебединое озеро». Юрий Жданов в роли Зигфрида. Москва, 1940-е годы
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область
Первая постановка 1877 года, сделанная посредственным московским балетмейстером Рейзингером, имела плохую прессу и фактически провалилась. Второе рождение балета произошло в 1895 году в Петербурге. О партитуре вспомнили, желая почтить память умершего Чайковского. Брат композитора Модест Ильич переделал либретто. Из него исчезла сова, зато оставшийся Ротбарт приобрел — на долгие годы — птичьи черты (в тексте он назван филином). На этот раз музыка попала в талантливые руки — за балет взялись два выдающихся балетмейстера Императорских театров Мариус Петипа и Лев Иванов. Иванов, обладая редкой музыкальностью, поставил знаменитые «лебединые» сцены на озере — «симфонические» картины сражения с судьбой, в образах, полных зачарованной красоты и элегической прелести. Хореограф придал сценическим лебедям облик, близкий к современному — без бутафорских крыльев с наклеенными перьями. Взамен этого он ввел «танцы рук». В балете появились дуэт Одетты и Зигфрида, знаменитый Танец маленьких лебедей. Герои посмертно уплывали на золотой ладье. Спектакль, основанный на теме лебедей-двойников, конфликте неискушенности с коварством и пробе души на верность, уходил в невиданные ранее в балете психологические глубины.
Но первым делом постановщики нового «Лебединого озера» серьезно вторглись в музыку (обычное для балетных партитур дело). Дирижер Риккардо Дриго не только переставил местами музыкальные фрагменты, но и добавил новые. Спектакль прошел с успехом. Именно эта версия легла в основу многочисленных последующих переделок и редакций.
Агриппина Ваганова, бывшая танцовщица Императорского балета, а после 1917 года — признанный балетный педагог, стала автором всем известной ныне позы рук у лебедей и усилила «птичий» акцент во взмахах рук-крыльев: у нее в спектакле не было заколдованных девушек, а были именно птицы, прочее придумывает мечтатель Зигфрид.
На десятилетия прижилась на сцене Кировского (бывшего Мариинского) театра редакция Константина Сергеева, в которой автор сам сочинил многое, но оставил лучшие фрагменты предшественников, прежде всего — лебединые сцены Иванова.
На десятилетия прижилась на сцене Кировского (бывшего Мариинского) театра редакция Константина Сергеева, в которой автор сам сочинил многое, но оставил лучшие фрагменты предшественников, прежде всего — лебединые сцены Иванова.
В 1953 году в Москве появилась оригинальная версия, которую и сегодня можно увидеть на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ее придумал хореограф Владимир Бурмейстер. В неприкосновенности был оставлен «белый» акт Льва Иванова с заколдованными лебедями на озере. Все прочее — авторская работа. Хореограф остановился на счастливой концовке (Лебедь расколдован) и поставил своеобразное «вступление»: на наших глазах девушку превращают в птицу, причем колдун с огромными крыльями оживает из скалы.
Балет Петра Чайковского «Лебединое озеро». Виолетта Бовт в роли Одетты-Одиллии, Алексей Чичинадзе в роли принца, Алексей Клейн в роли Ротбарта. Хореограф Владимир Бурмейстер. Москва, 1953 год.
Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва

Балет Петра Чайковского «Лебединое озеро». Виолетта Бовт в роли Одетты-Одиллии, Алексей Чичинадзе в роли принца, Алексей Клейн в роли Ротбарта. Хореограф Владимир Бурмейстер. Москва, 1953 год.
Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва

В 1969 году Юрий Григорович создал свою версию «Лебединого озера». Он в спектакле Большого театра сохранил фрагменты Петипа, Иванова и Горского. Но не смог поставить желанный трагический финал: от него — по идеологическим причинам — потребовали хеппи-энда. Лишь много лет спустя хореограф осуществил изначальный замысел. Григорович мыслил мотивом двойников: Злой гений стал вторым «я» положительного героя, маячащим у принца за спиной.
Спектакль «Лебединое озеро». Государственный академический Большой театр России, 1990 год.
Хореография: Мариус Петипа, Лев Иванов, Александр Горский
Хореограф-постановщик: Юрий Григорович

20 декабря 1984 года Рудольф Нуреев поставил собственную версию балета в Париже. Во многом перекроил балет под себя, добавив Принцу много танцев, сосредоточив внимание именно на нем, а не на балерине, как традиционно было ранее. Хореограф, продолжая поиски ленинградских редакторов балета, увлекся идеей, которая в конце XX века стала особенно популярной: принц — чужой в своей семье и никому не нужный, мается во дворце, давая волю воображению и уходя в свои внутренние миры.
В конце XX века на мировых сценах появились разные версии «Лебединого озера», не связанные ни с классическим танцем, ни с прежней постановочной традицией. В поисках новых смыслов хореографы отказывались от традиционного сюжета. Волшебная сказка становилась отправной точкой для разного рода рефлексий на жгучие проблемы современности. Балет нередко ставился с помощью разных техник танца-модерн и так называемого «актуального танца».
Джон Ноймайер в 1976 году в Балете Гамбурга сделал героем того самого баварского короля Людвига Второго, замок которого вдохновил Чайковского. Балет «Иллюзии как «Лебединое озеро», навеянный фильмом Лукино Висконти «Людвиг», повествовал о безумии венценосца, погруженного в эстетские грезы.
Балет «Иллюзии как «Лебединое озеро». Хореограф Джон Ноймайер
Гамбургский балет, Германия, 1976 год

Балет «Иллюзии как «Лебединое озеро». Хореограф Джон Ноймайер
Гамбургский балет, Германия, 1976 год

Швед Матс Эк в своем «Лебедином озере» 1987 года искусно смешал черное и белое. Одиллия притворяется Одеттой, а злая женщина — злым волшебником. Принц становится жертвой клановых козней, история деспотичной матери, не дающей житья застенчивому ребенку, перерастает в гротескную психоаналитическую драму, а к эпатажному облику и пластике лысых лебедей-андрогинов публике в свое время пришлось привыкать.
Швед Матс Эк в своем «Лебедином озере» 1987 года искусно смешал черное и белое. Одиллия притворяется Одеттой, а злая женщина — злым волшебником. Принц становится жертвой клановых козней, история деспотичной матери, не дающей житья застенчивому ребенку, перерастает в гротескную психоаналитическую драму, а к эпатажному облику и пластике лысых лебедей-андрогинов публике в свое время пришлось привыкать.
Британский постановщик Мэтью Борн известен балетом, в котором все лебеди — мужчины. Но сделано это не для эпатажа. «Лебединое озеро» 1995 года — гуманистический и светлый спектакль с полностью оригинальной хореографией. Действие происходит в наши дни, а в визуальных реалиях балета многие узнали Великобританию. Это притча об одиночестве и о том, что против стаи идти невозможно и опасно, будь ты птица, обычный человек или особа королевских кровей.
Британский постановщик Мэтью Борн известен балетом, в котором все лебеди — мужчины. Но сделано это не для эпатажа. «Лебединое озеро» 1995 года — гуманистический и светлый спектакль с полностью оригинальной хореографией. Действие происходит в наши дни, а в визуальных реалиях балета многие узнали Великобританию. Это притча об одиночестве и о том, что против стаи идти невозможно и опасно, будь ты птица, обычный человек или особа королевских кровей.
Кульберг-балет, Швеция, 1987 год
В Балете Монте-Карло поставлен своеобразный по замыслу и пластике спектакль «Озеро» в хореографии Жана Кристофа Майо (премьера состоялась в декабре 2011 года). Вместо водоема здесь скалы, взамен Злого гения орудует Царица ночи, мстящая семье Принца и гипнотизирующая его. История принца — драматическая реализация его детских страхов, «борьба животных эротических инстинктов ночи против чистоты дневного света.
Хореограф Грэм Мерфи, как и Майо, вольно отнесся к партитуре Чайковского, когда в 2002 ставил балет, в котором находят намеки на конфликт между британским принцем Чарльзом и принцессой Дианой. По версии спектакля в Австралийском балете, Одетта вынуждена делить своего любимого с некоей баронессой фон Ротбарт, отчего нежная девушка попадает в сумасшедший дом.
Балет «Лебединое озеро». Хореограф Грэм Мерфи
Австралийский балет, Сидней, Австралия, 2002 год
Балет «Лебединое озеро». Хореограф Грэм Мерфи
Австралийский балет, Сидней, Австралия, 2002 год
Приступая к авторскому «Лебединому озеру» в 2013 году, хореограф Раду Поклитару, артисты которого танцуют без пуантов, изменил главную коллизию балета — превращение девушки в лебедя. У него, наоборот, лебедь насильственно (как жертва научного эксперимента) становится мальчиком по имени Зигфрид. Одетта в этих условиях — светлая мечта несчастной жертвы науки, а грубая Одиллия — его реальность.
Приступая к авторскому «Лебединому озеру» в 2013 году, хореограф Раду Поклитару, артисты которого танцуют без пуантов, изменил главную коллизию балета — превращение девушки в лебедя. У него, наоборот, лебедь насильственно (как жертва научного эксперимента) становится мальчиком по имени Зигфрид. Одетта в этих условиях — светлая мечта несчастной жертвы науки, а грубая Одиллия — его реальность.
Александр Пепеляев в своей радикальной версии 2003 года исследовал, по его словам, социально-общественный статус самого популярного классического спектакля. Пластика возникает в куче железных бочек, ведер с жидкостью взамен озера, точечных фрагментов партитуры, пародии на геометрию построений классического кордебалета (и на физкультурный парад сталинских времен) и портретов Чайковского бородой вверх.
Балет «Лебединое озеро». Хореограф Грэм Мерфи. Австралийский балет, Сидней, Австралия, 2002 год
Одна из последних версий — «Лебединое озеро» 2014 года в Норвежском балете. Ее автор Александр Экман воспроизвел на сцене историю первой постановки балета в России (с драматическими актерами и словесным текстом) и создал на сцене настоящее озеро, для чего понадобилось 6000 литров воды. Кульминация — драка Черного и Белого лебедя в изысканных дизайнерских костюмах.
В последние годы наряду с постановочным радикализмом набирает силу противоположное, реставрационное направление, когда современные хореографы пытаются восстановить сценический облик первых представлений балета. В 2016 году одну из ретроверсий предложил Алексей Ратманский. Была сделана попытка не только восстановить утраченные или переделанные эпизоды «Лебединого озера», но и, по возможности, музыку, костюмы, даже грим. На свое место вернулись объемная пантомима, старинный крой балетных пачек и черные лебеди в кордебалете последнего акта. Был подхвачен подлинный стиль исполнения балета а-ля «сто лет назад», подлинная манера движений.
«Лебединое озеро» выдержало проверку временем. Этот балет, вечно востребованный, вечно изменчивый и вечно прекрасный, и есть само время. Музыка Чайковского, как и метафорическая схватка добра и зла — не только приманка для широкой публики, но и объект пристального интереса историков искусства: о балете написаны тома. Это социальный феномен, вышедший далеко за рамки чистой театральности. Символ и модель. Образец для восторженного подражания и предмет авангардного оспаривания. Неслучайно замечено, что «Лебединое озеро» для балета — то же самое, что чеховская «Чайка» для драматического театра. И великая гуманистическая идея: любовь сильнее смерти.
Юные воспитанницы Санкт-Петербургской академии танца Бориса Эйфмана рассказывают о своем восприятии балета «Лебединое озеро».
«Для меня возможность станцевать в «Лебедином озере» — это шанс показать себя с двух совершенно разных сторон: со стороны Одетты — романтичной, мечтательной, искренней, верящей в любовь девушки. И раскрыть в себе характер Одилии — коварной красавицы. Только самая достойная балерина способна рассказать зрителю эту волшебную историю любви».
Маша Шестерикова, 15 лет
воспитанница 4/8 Б класса Санкт-Петербургской
академии танца Бориса Эйфмана
«Балет — это как формула, когда без одного показателя уравнение не решится. Формула проста: труд плюс желание плюс педагог равно результат. Возможность выступать получает тот, кто заслужил своим трудом и своим желанием танцевать».
Ульяна Пешкова, 13 лет
воспитанница 2/6 класса Санкт-Петербургской
академии танца Бориса Эйфмана
«Возможность выйти на сцену в «Лебедином озере» для меня будет значить, что я достигла не только технических высот, но и созрела эмоционально для выражения всех чувств, которые должна показать балерина как в партии Одетты, так и в партии Одилии».
Настя Ярещенко, 14 лет
воспитанница 3/7 класса Санкт-Петербургской
академии танца Бориса Эйфмана
«Это сложный, противоречивый балет с тяжелой технической и физической работой. Танцевать «Лебединое озеро» — значит уметь искусно перевоплощаться и иметь безупречное техническое мастерство. Пример для меня — Майя Плисецкая, которая никогда никого не копировала и имела свой собственный артистический почерк».
Лера Кончева, 12 лет
воспитанница 1/5 А класса Санкт-Петербургской
академии танца Бориса Эйфмана
«Станцевать в «Лебедином озере» — это мечта любого человека, решившего посвятить свою жизнь балету. «Лебединое озеро» — прекрасная классика, которая не выйдет из моды, не забудется. Это то, что люди узнавали, узнают и будут узнавать по всему миру».
Лиза Булах, 14 лет
воспитанница 4/8 А класса Санкт-Петербургской
академии танца Бориса Эйфмана
Главная фотография: балет «Лебединое озеро».
Хореограф Грэм Мерфи. Австралийский балет. 2002 год

С юными балеринами беседовала Людмила Котлярова
Подписывайтесь на рассылку портала «Культура.РФ» и еженедельно получайте наши лучшие публикации