Хабаровский край

В Хабаровском крае проживают представители более 140 национальностей. Особый этнографический ареал, более 23 000 человек, образуют коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России, обладающие уникальными знаниями ремесел древних художников Приамурья, сохраняющие свои национальные культурные ценности и традиции. Для восьми национальностей (нанайцы более 10 000 человек, эвенки более 3 500 человек, ульчи более 2 700 человек, нивхи более 2 300 человек, эвены более 1 800 человек, удэгейцы более 670 человек, орочи около 600 человек, негидальцы более 490 человек) территория края является исконно историческим местом проживания, из них 83% населения проживает в сельской местности.

Брендом края является «Технология обработки рыбьей кожи у коренных народов Хабаровского края» (объект в реестре нематериального культурного наследия народов России) с последующим применением в декоративно-прикладном искусстве, орнаментике.

Для изготовления нарядной одежды — халатов амири и различных сумочек для рукоделия — брали кожу сазана и амура. Специальным ножом — гиросо — снимали чешую вместе с подчешуйчатым слоем. Затем очень долго мяли, колотили кожу в кожемялке, пока она не становилась мягкой, как замша. При этом ее постоянно мяли руками вдоль и поперек, а затем разглаживали. Рано утром по росе срезали полынь или пырей и заворачивали в них рыбьи кожи. Через час-два, когда кожа слегка отсыревала, ее растягивали руками. Очень тонкая и мягкая, как самая лучшая перчаточная замша, белая с холодным голубоватым или зеленоватым оттенком рыбья кожа украшалась голубовато-синей рельефной вышивкой или аппликацией и дополнялась красной каймой, которая эффектно подчеркивала и оттеняла холодную белизну основного фона.

Во второй половине XX века, в связи с невостребованностью, технология обработки рыбьей кожи практически исчезла, и лишь отдельные мастерицы сохраняли это ремесло. В 1990-х годах в Ульчском районе Хабаровского края обработкой рыбьей кожи занималась только одна мастерица — жительница села Булава Зоя Александровна Пластина. Благодаря ей в этнографическом музее Булавинской детской школы искусств сегодня есть уникальные экспонаты (костюм рыбака, обувь, сумочки для рукоделия), выполненные этим мастером.
В последние десятилетия многое стало меняться в сознании людей. Мировое сообщество осознало остроту и актуальность проблемы сохранения культуры коренных народов, а сами их представители понимают, что с утратой своих корней они перестанут существовать как этнос. Важным звеном, которое соединяет нынешнее поколение с уже ушедшими, как и прежде, является ремесло. Сегодня в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке происходит активный процесс возрождения ремесел. Благодаря члену Союза художников России, известной нанайской мастерице Ю.Д. Самар в регионе появились мастера по обработке рыбьей кожи, изделия которых получили высокую оценку в России и за рубежом. Постепенно древнее ремесло обработки рыбьей кожи становится определенным экономическим ресурсом для коренных народов Нижнего Амура. Предметы и детали одежды, сувенирная продукция, настенные панно, ковры, украшения, аксессуары — все это начинает цениться на мировом рынке.

В 2011 году коллекция музея Центра северных народов в городе Тромсё (Норвегия) пополнилась халатом из рыбьей кожи, автор которого Ю.Д. Самар. Участниками выставочного проекта, проходившего в Центре северных народов, стали мастера Хабаровского края Юлия Самар (село Верхняя Эконь Комсомольского района), Валентина Бельды (село Джари Нанайского района), Ирина Соколова (город Николаевск-на-Амуре), Юлия Чижик, Иван Росугбу, Светлана Росугбу (село Булава Ульчского района).

Ценность произведений амурских мастеров заключается в том, что они практически полностью сохранили весь цикл древней технологии при обработке и выделке рыбьей кожи. Как и в старину, они сшивают детали изделий вручную, при орнаментировании используют рыбий клей, который также изготавливают по старым технологиям. При этом произведения декоративно-прикладного искусства приобретают новые формы: например, молодежный комплект из рыбьей кожи, созданный Людмилой Хатхил из села Булава и отмеченный золотой медалью ВВЦ в Москве. Из этого материала делают браслеты, серьги, шьют пояса и сумки.

Рыбья кожа, когда-то незаменимая в быту и не представлявшая, по убеждению жителей Амура, никакой ценности, теперь становится предметом искусства, своего рода брендом Хабаровского края и современных представителей коренных народов Нижнего Амура.

Уникальность нашего края — это этнокультура коренных малочисленных народов Приамурья.
Главная фотография: Сергей Гусев / фотобанк «Лори»
© 2022 Минкультуры России. Все права защищены.