Ивановская область

Ивановская область занимает одно из первых мест в Центральном федеральном округе по числу предприятий народных художественных промыслов. Основными центрами бытования промыслов являются Пучеж, Пестяки, Шуя, где сохраняются традиции строчки, Палех и Холуй — известные центры лаковой миниатюры.

В Ивановской области в настоящее время 148 народных (образцовых) заслуженных коллективов с числом участников 4990 человек, занимающихся любительским творчеством по различным жанрам и способствующих сохранению и популяризации народного искусства.

В регионе также работает 12 домов ремесел, в которых представлено 80 студий по различным ремеслам с общим количеством обучающихся 1172 человек, а также 34 любительских объединения. Всего на базе Домов ремесел в Ивановской области обучение ведётся 22 ремеслам: резьбе и росписи по дереву, художественной обработке дерева, плетению из бересты, лозы, соломки, ручному ткачеству, глиняной и мягкой игрушке, текстильной кукле, кружевоплетению на коклюшках, вязанию, лоскутному шитью, вышивке, бисероплетению, гончарному и бондарному ремеслу, швейному декору, фольклорному костюму, иконописи, рисунку и живописи.

В Год культурного наследия народов России в Ивановской области пройдет более 300 мероприятий, которые посвящены сохранению этнокультурного многообразия и самобытности всех народов Российской Федерации. Это фестивали, выставки, ярмарки, просветительские проекты, конкурсы, концертные программы, фольклорные праздники, лекции и мастер-классы. Наиболее яркие из них — Арт-фестиваль «Русская Венеция» (поселок Холуй), Праздник русских традиций на родине «владимирского тяжеловоза» (Гаврилов Посад), Областной фестиваль народного творчества «Губернский разгуляй», Международный фольклорно-гастрономический фестиваль «КухонЪ» (Южский район).

Информация о значимых культурных проектах, промыслах и ремеслах Ивановской области, а также презентационый видеоролик о регионе размещены на официальном туристическом портале «Visit.Ivanovo».

Палехская лаковая миниатюра —
гордость Ивановской области

Палехская лаковая миниатюра — всемирно известный феномен мировой художественной культуры, зародившийся в поселке Палех Ивановской области. Это искусство сопоставимо лишь с итальянским Ренессансом по приоритету гуманистических идеалов. Палехское искусство нередко называют чудом. Впервые об этом сказал норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии Кнут Гамсун:
Я никогда не видел столь прекрасного прежде и не понимаю, как это сделано. Если возможно, я просил бы объяснить это чудо.
Родоначальниками этого чуда стали бывшие иконописцы — И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков, в декабре 1924 года основавшие Артель древней живописи по росписи изделий из папье-маше.
В канун революции иконописный промысел в Палехе оказался в глубоком кризисе. Всего лишь несколько лет потребовалось палешанам, чтобы удивить мир своим новым искусством. Бывшие иконописцы быстро освоили новую для них предметную основу, решили одну из самых сложных задач декоративного искусства, соединив миниатюрную живопись с объёмной формой предметов из папье-маше. Помимо формальных иконописных приёмов основоположники нового искусства сохранили и упрочили в качестве традиции ту интеллектуальную основу, свободу импровизаций, которые выделяли произведения местных мастеров из общей массы русской провинциальной иконописи.

Палехская миниатюра, как и икона, представляет образ совершенного бытия, гармоничного и цельного. К какой бы теме ни обращались палешане, они изображают идеальный мир, в пространстве и во времени не имеющий ни начала, ни конца, при этом наполненный борьбой и контрастами, мир многообразный и динамичный. Подобное миропонимание имеет место и в народном искусстве: орнаменте, сказке, фольклоре.
Реальность, осязаемость человеческих чувств передаётся палехскими художниками через пластическую выразительность силуэтов, жестов.

Палешане единственные в мире сумели сохранить древнюю технику темперной живописи. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои, различной плотности красочного слоя возникает эффект подвижности цветового пятна, перелива одного тона в другой без обозначения видимых границ. Если сравнить приёмы палешан и других мастеров темперной живописи, то по прозрачности и количеству красочных слоёв им нет равных.

Столь же подвижны и неуловимы золотые блики поверх цветового пятна. Золото в искусстве Палеха является ключевым стилеобразующим элементом.
Палешане по достоинству сумели оценить преимущества чёрного фона, почувствовав его органичность природе лаковой миниатюры. Чёрный фон усиливал звучность локальных цветовых пятен. Играя роль паузы между отдельными элементами композиции, он участвовал в её ритмической организации. В тоже время, оказавшись под зеркальной поверхностью лака, чёрный фон придавал глубину, пространственность изображению.

Работы палешан не перестают восхищать виртуозностью, экспрессией рисунка, отточенностью деталей, сложным ритмом цветовых пятен. Произведения палехских художников имеют ярко выраженную индивидуальность. Традиционная палехская работа узнаваема по гармоническому соотношению отдельной частности к целому, внутренней динамике и конечной замкнутости, целостности произведения.

Сегодня в Палехе работает несколько художественно-производственных организаций. В каждой из них есть свой художественный совет, выставочный фонд, что позволяет не только поддерживать достойный уровень сувенирной продукции, но и представлять отдельные работы на художественных выставках.

Произведения палехских мастеров находятся во многих музеях мира и частных коллекциях. Наиболее полно и масштабно искусство Палеха представлено в Государственном музее палехского искусства.
Значительность объёмов поступлений, их регулярность и качественный уровень позволяли проследить историю развития промысла, увидеть новые тенденции в стилистике и тематике палехских работ.

Палехское художественное училище им. М. Горького — уникальное учебное заведение. Ему принадлежит первостепенная роль в деле сохранения традиций палехского искусства. Многие из ребят принимают активное участие в известных студенческих выставочных проектах, популяризируя искусство Палеха.

Сегодня каждый восьмой житель Палеха, небольшого села в Ивановской области — художник. В Палех по-прежнему приезжает мировая культурная элита, представители международных культурных организаций, журналисты.
© 2022 Минкультуры России. Все права защищены.