Республика Карелия

О культуре Республики Карелия

Карелия — уникальный культурный регион (ареал), на формирование которого повлияло пограничное положение между миром западным и восточным, германским и славянским, католическим и православным. Главным объединяющим фактором в процессе освоения территории финноугорскими народами (карелы, вепсы) и славянами, заселявшими регион с XIII века, стала православная религия. Традиционными ремеслами для Карелии являлись плетение из соломы и бересты, шитье жемчугом и вышивка, прядение, ткачество, резьба по дереву и кости, изготовление керамики. Карелия славилась также искусными ювелирами, кузнецами (вплоть до изготовления ружей), плотниками и мастерами-лодочниками, был развит жемчужный промысел. Художественные промыслы, получившие развитие и в наши дни — заонежская вышивка и прионежская керамика. В последние годы возрождаются традиции беломорского золотного шитья. Среди объектов культурного наследия, ежегодно привлекающих в республику сотни тысяч туристов, можно выделить следующие: Государственный историко-архитектурный и этнографический музейзаповедник «Кижи»; Валаамский архипелаг, состоящий из 50 небольших островов в северной части Ладожского озера; Успенский собор (XVIII в.) в Кеми, рунопевческие деревни Беломорской Карелии, в которых родились руны эпоса «Калевала»; памятники архитектуры Приладожья (XVIII-XX вв.); петроглифы Беломорья и восточного побережья Онежского озера (объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО); лабиринты и сейды на островах Кузова в Белом море. С именем Петра I в Карелии связано строительство первого русского курорта «Марциальные воды», на территории которого по чертежам Петра I в 1721 г. была построена в западноевропейском стиле церковь апостола Петра. Это единственный памятник подобного рода в Карелии. В интерьере церкви сохранились двухъярусный иконостас с 14 иконами и резными украшениями начала XVIII в. и две чугунные печи местного производства. Два острова — Кижи и Валаам с присутствующими на них памятниками мировой культуры составляют главную достопримечательность Карелии. Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста — объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь — один из крупнейших в России православных монастырей, основанный в XIV веке на острове Валаам, традиционное место православного паломничества в России. Народные промыслы карелов уходят глубоко корнями в историю карельского народа. Их можно традиционно разделить на женские (вышивка, ткачество, шитье, прядение, вязание) и мужские (кузнечное дело, резьба и роспись по дереву, изготовление глиняной посуды, плетение из бересты).

Заонежская вышивка

Заонежская вышивка — выдержанная и лаконичная, где изобразительные мотивы — растения, птицы, животные, человек — выполнены в стиле строгой геометрии. Это неповторимый способ украшения изделий бытового назначения — скатертей, полотенец, одежды и иных принадлежностей. Каждое вышитое изображение имело свой тайный смысл, служило оберегом, отпугивало злые силы. Очень часто в вышивке присутствует восьмиконечная звезда. Традиционно цветовое исполнение вышивки — красным по белому льняному фону, без использования других цветных нитей — связано со значением красного цвета в языческом культе древних карелов — символом солнца, цветом жизни. Имена художников из народа обычно оставались неизвестными. История сохранила нам лишь два имени талантливых мастериц-вышивальщиц: заонеженки Евдокии Павловой и олончанки Татьяны Риккиевой, награжденных на Всемирной выставке в Париже 1900 года большими серебряными медалями и похвальными отзывами.

Резьба по дереву и плетение из бересты

Главным богатством карелов всегда был лес, поэтому у древних мастеров не было недостатка в материале для ремесла. Резьба по дереву имела практическое назначение — изготовление предметов утвари, игрушек, оберегов — и эстетическое — украшение экстерьера дома, рукояток ножей, ложек и прочих предметов быта. Уникальные по своей красоте поделки получались из карельской березы. Приобрел в Карелии широкое распространение и такой общерусский промысел, как плетение из бересты. Бересту заготавливали летом, а зимой создавали из нее красивые и необходимые в быту вещи — корзины, кошели, бутыли, футляры для ножей, лапти и пр. Хореография народов Карелии Танцы всегда были неотъемлемой частью жизни карел. Заимствовав различные хореографические элементы у других народов, карелы адаптировали их под себя и свой менталитет. В Карелии танец «играют» с присущей четкостью и лаконичностью, танцем празднуют и наслаждаются. Прежде всего стоит отметить, что танцевальные традиции в Карелии имеют территориальное разделение. Обычно выделяют танцы южной и центральной Карелии, хореографию северной и приладожской Карелии. Однако все эти виды объединяют некоторые общие черты: использование шага и беговых движений, а в качестве основного направления танца — круг или «восьмерка». В южной и центральной части Карелии особой популярностью пользовались ристи-контра и кадриль. Контра могла быть с импровизацией и иметь разнообразные фигуры. Кадрилью заинтересовались в Карелии только к концу XIX века. Без нее не обходился ни один праздник или бесёда. Кадриль воспринималась как единый танец, где только последняя пятая фигура могла стать самостоятельным завершающим танцем. На севере Карелии хореография подвергалась сильному влиянию со стороны соседней Финляндии. В Приладожской Карелии были популярны такие танцы, как маанитус, риватту, касарейка, нюкютюс.

Хореография народов Карелии

Танцы всегда были неотъемлемой частью жизни карел. Заимствовав различные хореографические элементы у других народов, карелы адаптировали их под себя и свой менталитет. В Карелии танец «играют» с присущей четкостью и лаконичностью, танцем празднуют и наслаждаются. Прежде всего стоит отметить, что танцевальные традиции в Карелии имеют территориальное разделение. Обычно выделяют танцы южной и центральной Карелии, хореографию северной и приладожской Карелии. Однако все эти виды объединяют некоторые общие черты: использование шага и беговых движений, а в качестве основного направления танца — круг или «восьмерка». В южной и центральной части Карелии особой популярностью пользовались ристи-контра и кадриль. Контра могла быть с импровизацией и иметь разнообразные фигуры. Кадрилью заинтересовались в Карелии только к концу XIX века. Без нее не обходился ни один праздник или бесёда. Кадриль воспринималась как единый танец, где только последняя пятая фигура могла стать самостоятельным завершающим танцем. На севере Карелии хореография подвергалась сильному влиянию со стороны соседней Финляндии. В Приладожской Карелии были популярны такие танцы, как маанитус, риватту, касарейка, нюкютюс.
Главная фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
© 2022 Минкультуры России. Все права защищены.