Воронежская область

Культурное достояние Воронежской области

Воронежская область - гостеприимный край в самом сердце исторических русских земель с уникальным духовным прошлым и настоящим. Он подарил России замечательных поэтов-лириков: А. Кольцова и И. Никитина, поэта-философа Д. Веневитинова. В Воронеже родился писатель с мировым именем, лауреат Нобелевской премии И. Бунин. История этой земли тесно связана с именами поэтов С. Маршака, О. Мандельштама, А. Прасолова, писателей А. Платонова, Г. Троепольского, русского живописца И. Крамского, композитора К. Массалитинова, исполнительницы русских народных песен и частушек М. Мордасовой, собирателя русских народных песен М. Пятницкого и многих других.

Воронежские земли имеют большую и интересную историю, которая сохранилась многочисленными памятниками природы и культуры.

На территории Воронежской области в музее-заповеднике «Костенки» существует памятник каменного века – жилище из костей мамонта, стоянка возрастом в 20 000 лет, а также 25 охранных зон, где находится около 60 памятников верхнего палеолита. Костенковский комплекс верхнепалеолитических памятников считается одним из богатейших и самых исследуемых в мире.

Регион также знаменит своими пещерными храмами, вырубленными в толще меловых гор. Всего в области насчитывалось около 50 подземных сооружений, из которых приблизительно 40 относятся к храмам и местам жития православных подвижников. Сейчас жители и гости Воронежской области могут посетить Дивногорье, Белогорье и Костомарово.

В Воронеже можно перенестись и петровские времена, побывав на корабле-музее «Гото Предестинация». Никогда наш край не имел такого высокого государственного статуса, как во времена Петра Великого. Зарождение кораблестроения создало предпосылки для быстрого развития региона, в результате чего до сих пор Воронеж сохраняет статус крупного аграрного, промышленного и культурного центра. Поэтому каждый воронежец знает, что в первую очередь он живет в городе - колыбели российского военно-морского флота. Ярким событием, подтверждающим право Воронежа носить это почетное звание, стало открытие действующей копии первого российского линейного корабля «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»).
В Рамони, в 38 км от Воронежа, сохранился памятник архитектуры XIX века - Дворец принцессы Ольденбургской. Дворцовый комплекс был построен в 1883 году по проекту знаменитого архитектора того времени Христофора Нейслера в староанглийском стиле для племянницы Александра II Евгении и ее супруга. Это уникальный памятник, в котором до наших дней сохранились некоторые элементы подлинных интерьеров. Они вместе с имеющимися в выставочных экспозициях архивными фотографиями дают возможность воссоздать утраченные элементы внутреннего оформления и представить себе рукотворную красоту этого необычного, императорской «выдержки», дворянского гнезда в самом сердце провинциальной России.

Воронежский край также славится самобытными традициями и мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах Воронежской губернии сложились народные художественные промыслы. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и многие другие. В народных промыслах нашего края отображается всё многообразие исторических, духовных и культурных традиций русского народа. Очень важно не только сохранить их, но и передать следующим поколениям.
Карачунский гончарный промысел. Карачун – старинное село на берегу реки Воронеж. До наших дней в живом бытовании дошли карачунские игрушки и свистульки, для которых характерно стилистическое единство, простота и точность формы.

Этот уникальный промысел сохранился благодаря мастеру Василию Ивановичу Лямзину (1927–1998), уроженцу села Карачун, который полвека посвятил гончарному делу и стал признанным авторитетом для многих воронежских игрушечников-керамистов.

Сегодня Народные мастера Воронежской области Галина Ивановна Котельникова и Людмила Викторовна Дедова являются продолжательницами традиций уникального глиняного ремесла. Они изготавливают традиционную глиняную карачунскую игрушку, сохраняя все характерные особенности этого промысла: используют местную красную глину, после обжига изделия не раскрашивают, сохраняя их натуральный цвет. Их изделия укладываются в рамки традиции и узнаваемы далеко за пределами Воронежской области.

Карачунская глиняная игрушка является историко-культурным наследием Воронежской области. Описание технологии изготовления традиционной карачунской глиняной игрушки включено в региональный и федеральный Каталоги объектов нематериального культурного наследия народов России. Ценность технологии ее изготовления заключается в том, что мастера до сегодняшнего дня сохранили старинные традиционные приемы лепки, используют местное сырье (красную глину), обжигают изделия в дровяных горнах, применяют поливу (мазут и свинец).
Расписная воронежская матрёшка появилась сравнительно недавно – в 1969 году. Её создательница – ученица Петра Денисовича Пономарёва, мастер художественной росписи по дереву Елена Геннадиевна Матвеева - Народный мастер Воронежской области.

Воронежская матрёшка отличается от других известных традиционных матрёшек: она имеет форму, близкую к яйцу. Мастерица выбрала эту форму неслучайно: ведь яйцо символизирует начало новой жизни, продолжение рода и традиций.

Каждая матрёшка «одета» в традиционные народные костюмы сёл Воронежской области, в этом и заключается ее неповторимость. Чаще всего воспроизводится понёвный комплекс и сопутствующие каждому костюму атрибуты: головной убор (шлычка, «сорока», кокошник), платок, различные варианты передников, поясов, нагрудных украшений. Соблюдение этнографической точности народного костюма в росписи матрёшек – уникальный стиль воронежской матрёшки.

Комплекты матвеевских матрёшек выстраиваются в образные ряды, и перед зрителями разворачиваются то троицкий хоровод, то девичьи посиделки, то деревенская свадьба, то сюжет русской народной сказки. И каждому празднику, обряду и событию соответствуют определенные правила ношения одежды, которые учитываются при росписи.

В настоящее время на территории Воронежской области зафиксировано множество фрагментов разных по форме и размеру игрушек: барынь, коников, баранов, коровок, уточек, петушков и большое количество маленьких свистулек без ножек, так называемых «жаворонков». Все они имеют определённое сходство: для их изготовления использовались и белая, и красная глины; почти все игрушки - без росписи (2 с росписью); игрушки на 3-х и на 4-х точках опоры; все имеют звуковой ряд (2-4 отверстия), а также сходную форму.
Технология изготовления воронежской «заманки» (так называли в старину детскую игрушку) была воссоздана Народным мастером Воронежской области Галиной Ивановной Арефьевой в 1991 году. За основу ею взята статья краеведа Н.Н. Валукинского «Игрушки Воронежской губернии» (1925 г.), подкрепленная археологическими фрагментами найденных игрушек в селах Воронежской области. Посвятив много лет изучению традиционной глиняной игрушки Воронежского края и проведя большую исследовательскую работу, умело сочетая традиционные принципы изготовления с авторским видением, она создала свою узнаваемую характерную звонкую игрушку.

Уникальность технологии изготовления воронежской «заманки», получившей широкое распространение в Воронежской области, заключается не только в сохранении старинных приёмов лепки и росписи, но и в использовании местной латненской беложгущей глины из Семилукского карьера Воронежской области. Воронежская глиняная игрушка-«заманка» официально признана региональным культурным явлением.
Главная фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
© 2022 Минкультуры России. Все права защищены.