ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ

Знакомимся с творчеством художников-авангардистов, официальным советским искусством и русским андеграундом ХХ века
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ
Знакомимся с творчеством художников-авангардистов, официальным советским искусством и русским андеграундом ХХ века
Мы составили для вас гид по одному из филиалов Третьяковской галереи — Новой Третьяковке, где хранятся работы художников ХХ века. Читайте о легендарном «Черном квадрате» Казимира Малевича и картине Марка Шагала «Над городом», московских пейзажах Василия Кандинского и Аристарха Лентулова, полотнах из учебников «Утро» и «Опять двойка», а также о неофициальном искусстве, которое Никита Хрущев называл «мазней» и «безобразием».
Мы составили для вас гид по одному из филиалов Третьяковской галереи — Новой Третьяковке, где хранятся работы художников ХХ века. Читайте о легендарном «Черном квадрате» Казимира Малевича и картине Марка Шагала «Над городом», московских пейзажах Василия Кандинского и Аристарха Лентулова, полотнах из учебников «Утро» и «Опять двойка», а также о неофициальном искусстве, которое Никита Хрущев называл «мазней» и «безобразием».
Мы составили для вас гид по одному из филиалов Третьяковской галереи — Новой Третьяковке, где хранятся работы художников ХХ века. Читайте о легендарном «Черном квадрате» Казимира Малевича и картине Марка Шагала «Над городом», московских пейзажах Василия Кандинского и Аристарха Лентулова, полотнах из учебников «Утро» и «Опять двойка», а также о неофициальном искусстве, которое Никита Хрущев называл «мазней» и «безобразием».

Как появилась Новая Третьяковка

Как появилась Новая Третьяковка
Строительство здания на Крымском Валу, в котором сейчас располагается Новая Третьяковка, началось в 1965 году и продолжалось 20 лет. Его проект разработали архитекторы Николай Сукоян и Юрий Шевердяев. Часть помещений принадлежала Третьяковской галерее, часть — Союзу художников. Первые временные экспозиции открылись в Новой Третьяковке в 1986 году. Тогда же сюда перевезли часть экспонатов из главного корпуса в Лаврушинском переулке, который в то время реставрировали. В 1996 году в Новую Третьяковку перенесли всю коллекцию произведений ХХ века — она и стала основой ее постоянной экспозиции.
Три этажа здания занимают залы для временных выставок, лекций и конференций. На первом вы также найдете творческую мастерскую, сувенирный магазин, кафе, бюро экскурсий. Постоянная же экспозиция расположена на четвертом этаже музея и занимает 37 залов. В первом и втором из них представлены картины из коллекции музея, но выставки здесь регулярно меняют: обновляют к знаменательным событиям и датам.
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва
Фотография: Павел Сапожников / фотобанк «Лори»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва
Фотография: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Русский авангард

Русский авангард
Залы с 3-го по 14-й посвящены работам русских художников-авангардистов. Здесь вы увидите картины Марка Шагала, Казимира Малевича, Аристарха Лентулова, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой и других знаменитых мастеров того времени.
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Черный квадрат» Казимира Малевича — одна из самых известных картин в мире. Художник впервые представил ее в декабре 1915 года на выставке «0,10». Всего в нее вошло 39 абстрактных композиций, которые состояли из геометрических фигур — квадратов, кругов, трапеций, прямоугольников. «Черный квадрат» при этом располагался в красном углу, подобно православной иконе. Сам Малевич так писал об этой работе: «Повышенная плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильного ощущения пространства, меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творческие пункты вселенной кругом себя».
Картина «Над городом» — одна из самых известных работ Марка Шагала. На ней художник написал себя вместе с женой Беллой парящими над крышами родного Витебска. Белла была прототипом почти всех женских образов в  работах Шагала: именно ее можно увидеть на полотнах «День рождения», «Прогулка», «Белла в белых перчатках» и многих других.

Художник изобразил каждого из влюбленных только с одной рукой: так он подчеркнул, что они представляют собой одно целое и не могут существовать по отдельности. Возвышенному образу летящей пары он противопоставил однообразный серый пейзаж. Себя и Беллу художник написал в разной манере: фигура самого Шагала выглядит более угловатой, а силуэт Беллы — мягким и плавным.
Марк Шагал. Над городом. 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Марк Шагал. Над городом. 1918
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Марк Шагал. Над городом. 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Марк Шагал. Над городом. 1918
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина «Над городом» — одна из самых известных работ Марка Шагала. На ней художник написал себя вместе с женой Беллой парящими над крышами родного Витебска. Белла была прототипом почти всех женских образов в  работах Шагала: именно ее можно увидеть на полотнах «День рождения», «Прогулка», «Белла в белых перчатках» и многих других.

Художник изобразил каждого из влюбленных только с одной рукой: так он подчеркнул, что они представляют собой одно целое и не могут существовать по отдельности. Возвышенному образу летящей пары он противопоставил однообразный серый пейзаж. Себя и Беллу художник написал в разной манере: фигура самого Шагала выглядит более угловатой, а силуэт Беллы — мягким и плавным.
Василий Кандинский. Москва I. 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Кандинский. Москва I. 1916
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Кандинский на картине «Москва I» представил свой взгляд на центр города: в зданиях можно узнать городские церкви и Большой театр, видна также брусчатка Красной площади. На фоне Москвы — влюбленная пара: возможно, ее прототипами стали сам Кандинский и его жена Нина Андреевская. При помощи ярких красок и четких линий он создал на холсте образ большого, шумного, подвижного города.

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но все же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон».
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»

В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»

В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аристарх Лентулов так описывал свою картину «Звон. Колокольня Ивана Великого»: «На холсте изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».

Храм-колокольня Ивана Великого находится на Соборной площади Московского Кремля. Его возвели в начале XVI столетия по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. До XIX века колокольню не раз перестраивали и расширяли. Всего на ней располагаются 34 колокола. Ученый и писатель XIX века Алексей Малиновский описывал их звучание: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит».

Советское искусство

Советское искусство
Живопись и скульптура ранней советской эпохи, 1920–50-х годов занимают десять залов — с 15-го по 25-й. Здесь вы найдете произведения Татьяны Яблонской, Александра Дейнеки, Юрия Пименова и других знаменитых художников того времени. А в залах 16−36 выставлены произведения от периода хрущевской оттепели до конца 1980-х.
Александр Дейнека. Вратарь. 1934. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Дейнека. Вратарь. 1934
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Дейнека создавал картины, посвященные спорту, авиации и военным подвигам, настенные росписи для станций метро, скульптуры, книжные иллюстрации и агитационные плакаты. Картина «Вратарь» стала одной из самых известных работ художника на тему спорта. Он изобразил голкипера, который ловит мяч в прыжке, практически паря над землей. Дейнека также запечатлел детали, которые были привычны для футбола 1930-х годов, но почти не встречаются сейчас. Например, на картине вратарь играет без перчаток, а в современном спорте они обязательны. И само его положение в воздухе характерно для спортивной техники того времени: сейчас вратари редко ловят мяч в прыжке, а если это и случается, то по-другому разворачивают корпус.
Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.

Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.

Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»
Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Юрий Пименов. Новая Москва. 1937
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Юрий Пименов. Новая Москва. 1937
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.

Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.

Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»
Татьяна Яблонская. Утро. 1954. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Татьяна Яблонская. Утро. 1954
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина Татьяны Яблонской «Утро» была очень известна в Советском Союзе. Ее репродукции висели на стенах во многих домах, ее печатали в периодических изданиях и в учебниках. На полотне художница изобразила свою старшую дочь Елену Отрощенко (она носила фамилию отца), которой тогда исполнилось 13 лет. Помещение на картине — одна из двух комнат коммуналки в центре Киева, где жили Яблонская и ее дочь.

Когда Елена Отрощенко выросла, она поступила в Строгановскую художественную академию, где познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Оказалось, что он с детства был влюблен в девочку с репродукции картины, которая висела у него дома. Вскоре Отрощенко и Бейсембинов поженились, а затем переехали в Казахстан. Их сын Зангар пошел по стопам родителей и тоже стал художником.
Картину Федора Решетникова «Опять двойка» в СССР использовали в школьной программе: на уроках изобразительного искусства она служила образцом жанровой живописи, а на русском языке дети писали сочинения по ней. Эта работа входила в своеобразную трилогию одного автора вместе с двумя другими картинами: «Прибыл на каникулы» и «Переэкзаменовка». Все они изображали будни советских школьников. Но связаны картины не только тематически: на картине «Переэкзаменовка» в левом верхнем углу изображена репродукция полотна «Опять двойка», а копия «Переэкзаменовки» видна на стене комнаты, которую художник написал на картине «Опять двойка».

Для этой работы Решетникову позировал сын художника-авангардиста Густава Клуциса. Федор Решетников сначала собирался создать картину с более радостным сюжетом и назвать ее «Опять пятерка», но в итоге решил, что образы мальчика, который снова получил плохую оценку, его огорченных сестры и матери будут выглядеть более выразительно.
Федор Решетников. Опять двойка. 1952. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Решетников. Опять двойка. 1952
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Решетников. Опять двойка. 1952. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Решетников. Опять двойка. 1952
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картину Федора Решетникова «Опять двойка» в СССР использовали в школьной программе: на уроках изобразительного искусства она служила образцом жанровой живописи, а на русском языке дети писали сочинения по ней. Эта работа входила в своеобразную трилогию одного автора вместе с двумя другими картинами: «Прибыл на каникулы» и «Переэкзаменовка». Все они изображали будни советских школьников. Но связаны картины не только тематически: на картине «Переэкзаменовка» в левом верхнем углу изображена репродукция полотна «Опять двойка», а копия «Переэкзаменовки» видна на стене комнаты, которую художник написал на картине «Опять двойка».

Для этой работы Решетникову позировал сын художника-авангардиста Густава Клуциса. Федор Решетников сначала собирался создать картину с более радостным сюжетом и назвать ее «Опять пятерка», но в итоге решил, что образы мальчика, который снова получил плохую оценку, его огорченных сестры и матери будут выглядеть более выразительно.

Неофициальное искусство 1950–90-х

Неофициальное искусство 1950–90-х
Три зала — 31, 32, 37 — в основной экспозиции Новой Третьяковки посвящены так называемому неофициальному, или альтернативному, искусству советского периода. Здесь посетители музея могут познакомиться с творчеством художников, которые не прошли политическую и идеологическую цензуру. В их числе — минималист Франсиско Инфанте-Арана, художник стиля поп-арт Михаил Рогинский и многие другие. Также в этот раздел экспозиции входит собрание коллекционера Леонида Талочкина, которое состоит из неформальной живописи и графики 1960–90-х годов.

Соц-арт Эрика Булатова

Соц-арт Эрика Булатова
Эрик Булатов. Горизонт. 1971–1972
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011–2013
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эрик Булатов стал одним из основателей соц-арта — направления советского неофициального искусства, в котором художники создавали пародии на произведения соцреализма и массовую культуру в целом. В рамках этого направления возникли арт-группы «Гнездо» и «Мухоморы».
Одной из самых известных работ Булатова стала картина «Горизонт». Художник создал ее в начале 1970-х годов — как раз в тот период, когда увлекся сочетанием живописных пейзажей с плакатными, текстовыми или другими символическими вставками. На этой картине линию горизонта заменяет красно-золотая полоса, похожая на орденскую ленту или ковровую дорожку: именно эти предметы в советском искусстве могли олицетворять успех.
Другое популярное произведение Булатова посвящено самой большой картине в собрании Третьяковки — «Явление Христа народу» Александра Иванова. В работе «Картина и зрители» художник выстроил композицию так, что изображенные на нем посетители галереи и экскурсоводы сливаются с толпой на полотне Иванова, становятся его продолжением.

Илья Кабаков — самый дорогой российский художник

Илья Кабаков — самый дорогой российский художник
Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1971. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1971
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Кабаков сотрудничал с издательствами «Детгиз», «Мурзилка» и «Веселые картинки», иллюстрировал детские книги, создавал инсталляции из подручных материалов и серии графических работ, самой известной из которых стал цикл «Десять персонажей». Сам художник так рассказывал о нем: «Итак, «темы-образы», послужившие изготовлению «10 персонажей», — это темы моего сознания, которые сейчас с большого уже расстояния могут быть представлены как основные «мифемы» болевых сгустков, комплексов, неврозов или даже истеризмов, не знаю, как назвать поточнее. Эти темы сразу же получили персональный облик, сразу же оказались «персонажами» — Комаров, Бармин и др. То есть я сразу решил уже тогда, что «персонаж» — это вполне литературный герой, обуреваемый темой-состоянием и проживающий эту тему, состояние от начала до конца как единственное содержание своей жизни».
С 1989 года Илья Кабаков работал в соавторстве со своей женой Эмилией. Супруги стали первыми художниками из России, которые приняли участие в японской международной триеннале современного искусства и ландшафтного дизайна «Этиго-Цумари». За инсталляцию «Рисовые поля» они получили Императорскую премию — японский аналог Нобелевской.

«Зеркальный мир» Франсиско Инфанте-Араны

«Зеркальный мир» Франсиско Инфанте-Араны
Франсиско Инфанте-Арана. Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства. 1964. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Франсиско Инфанте-Арана. Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства. 1964
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сын испанского эмигранта Франсиско Инфанте-Арана родился в селе Васильевка Саратовской области. С 1968 года он начал создавать и фотографировать инсталляции в открытом пространстве. Основными элементами композиций Инфанте-Араны служат геометрические формы — круги, дуги, треугольники, квадраты. Свои работы художник называл «артефактами». В них он часто использовал зеркала, чтобы добиться необычных, сюрреалистических эффектов. В Новой Третьяковке вы сможете увидеть его фотоработы разных лет. Над ними всеми художник работал вместе со своей женой — Нонной Горюновой.

Советский поп-арт Михаила Рогинского

Советский поп-арт Михаила Рогинского
Михаил Рогинский. Брюки «Дураки едят пироги» 1966
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Рогинский. Коммунальная кухня. 1981
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Рогинский. Чайник на красном фоне. 1991
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поэт Генрих Сапгир называл работы Михаила Рогинского поп-артом. С этим западным стилем творчество художника объединяло то, что предметом изображения становились обыденные вещи из окружающей обстановки: утюг, коробок со спичками, газовая плита, примус. Но, в отличие от рекламного, «глянцевого» стиля западного поп-арта, Рогинский писал в реалистичной, иногда нарочито небрежной манере — не идеализировал предмет на картине, а, напротив, подчеркивал его «обычность» и несовершенство. Сам художник так отзывался о своем творчестве: «Я бы сказал, что живопись — вместо жизни. Или, другими словами, живопись — это нарисованная жизнь. Я не хочу знать, откуда что появилось. Я просто рисую — вот стоят люди, вот они говорят, едут куда-то».

Коллекция Леонида Талочкина

Коллекция Леонида Талочкина
Михаил Чернышов. Удвоение I. 1976
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Рогинский. Пол. Метлахская плитка. 1965
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Зал №37 занимает коллекция произведений советского андеграунда, которая раньше принадлежала Леониду Талочкину. В 2016 году ее передала Третьяковской галерее вдова коллекционера — Татьяна Вендельштейн.
Леонид Талочкин начал собирать неофициальное искусство еще в 1960-х годах. Первым экземпляром в его обширной коллекции стал рисунок художника Бориса Козлова. За 40 лет Талочкин приобрел или получил в подарок от самих авторов более 2000 произведений. Среди них — работы Эрнста Неизвестного, Льва Кропивницкого, Владимира Немухина и многих других художников. Кроме того, коллекционер вел подробные дневники и каталоги, в которых описывал свои встречи с нонконформистами и особенности их творчества, копировал переписку с ними.

Как добраться и с чего начать осмотр

Как добраться и с чего начать осмотр
Добираться до Новой Третьяковки удобнее всего на метро. Ближайшие к ней станции — «Парк культуры» и «Октябрьская». От метро вы дойдете до музея по улице Крымский Вал за 10−12 минут.
Новая Третьяковка работает ежедневно, кроме понедельника: по вторникам, средам и воскресеньям залы открыты с 10:00 до 18:00, по четвергам, пятницам и субботам — до 21:00. Кассы закрываются на час раньше.
Как добраться до Новой Третьяковки
После знакомства с основной экспозицией вы можете отправиться на временные выставки, которые располагаются на 1–3 этажах. Их расписание легко найти на сайте музея. Обратите внимание: из-за ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, в залах нужно соблюдать особые условия посещения.
Автор: Ирина Кирилина
Верстка: Кристина Мацевич

Главная фотография: Sergey Norin / wikipedia.org