TECHNE.
Технологическое искусство в Москве

Художники и инструменты нового времени
TECHNE.
Технологическое искусство в Москве
Художники и инструменты нового времени
В декабре 2017 года в ГЦСИ-РОСИЗО открылась выставочная платформа TECHNE. Первой экспозицией этого многолетнего проекта, посвященного технологическому исскуству, стала «TECHNE. Пролог». Она освещала тему взаимоотношений художника и современных технологий, изменения в зрительском восприятии и новые инструменты воплощения творческих замыслов. О том, почему технологическое искусство — это искусство и что еще покажет проект TECHNE в будущем, порталу «Культура.РФ» рассказали куратор выставочной платформы Наталья Фукс и сокуратор Антонио Джеуза.

Как появилось технологическое искусство

Слово «техне» (от греческого τέχνη — «искусство, мастерство, умение») появилось еще в Античности и обозначало идею создания произведения искусства с помощью инструмента. И в рамках искусствоведения термин «технология» можно интерпретировать как совокупность инструментов, которыми пользуется художник как выразительными средствами.
«Технологическое искусство» как «искусство средств» было с нами всегда: литература как «искусство алфавита», живопись как «искусство кистей и красок», музыка как «искусство инструментов» и так далее. Однако началом самого «искусства технологий» принято считать конец XIX века и изобретение фото- и киноаппаратуры. Тогда появились произведения, которые невозможно было создавать и воспринимать без специальных технических средств. Чуть позже технологическое искусство проникло в музыку, когда ученые заинтересовались физическими свойствами звука и были созданы первые электроинструменты — например, терменвокс. Также появились средства записи и воспроизведения звука — фонограф, граммофон и другие. Под влиянием технического прогресса изменилась и скульптура: художники стали использовать новые средства для создания кинетических и свето-пространственных произведений.
Дмитрий ::vtol:: Морозов. Проект «Кольская сверхглубокая», перфолента
Риочи Курокава. Фрагмент аудиовизуальной инсталляции «Сирены»
Риочи Курокава. Аудиовизуальная инсталляция «syn_mod.3»
Дмитрий ::vtol:: Морозов. Роботизированная инсталляция «Гравитация», 2017
Left
Right
Во второй половине ХХ века в технологическом искусстве выделилось кибернетическое — «искусство компьютера». Технические возможности компьютеров по обработке, программированию и передаче информации сделали произведения искусства интерактивными и «процессуальными», протекающими в реальном (по запросу зрителя) времени: это были, например, компьютерные анимации, кибернетические скульптуры. В 1960-х годах развитие цифровых и аналоговых технологий теле- и радиовещания породило новую художественную практику — электронное искусство: новые виды перформансов, видеоарт, интернет-арт, а позже даже VR-арт (виртуальная реальность). Электронное искусство только усилило интерес художников к взаимодействию произведений со зрителями, к неожиданным способам передачи изображения и звука.
Питер Фолдс, Алексей Исаев,
Нам Джун Пак, Франциско Инфанте-Арана
Питер Фолдс, Алексей Исаев,
Нам Джун Пак, Франциско Инфанте-Арана


Во второй половине ХХ века в технологическом искусстве выделилось кибернетическое — «искусство компьютера». Технические возможности компьютеров по обработке, программированию и передаче информации сделали произведения искусства интерактивными и «процессуальными», протекающими в реальном (по запросу зрителя) времени: это были, например, компьютерные анимации, кибернетические скульптуры. В 1960-х годах развитие цифровых и аналоговых технологий теле- и радиовещания породило новую художественную практику — электронное искусство: новые виды перформансов, видеоарт, интернет-арт, а позже даже VR-арт (виртуальная реальность). Электронное искусство только усилило интерес художников к взаимодействию произведений со зрителями, к неожиданным способам передачи изображения и звука.
В наше время задача технологического искусства — представить миру не инструменты, не «чудеса техники», а содержание — интеллектуальное, чувственное, духовное. Инструменты технологического искусства становятся все ближе и понятнее: мы не расстаемся со смартфонами, снимаем фото и видео, ведем прямые трансляции в социальных сетях, создаем музыкальные произведения с помощью различных эмуляторов, а во многих школах открываются классы программирования и робототехники. Современное технологическое искусство рассуждает о том, почему все люди так по-разному пользуются техническими средствами для работы с информацией и для творчества и как «общение» с новыми гаджетами меняет наше восприятие мира и самих себя. В контексте технологического искусства техника становится не только инструментом создания произведений, но и «зеркалом», отражающим состояние общества.
Нам как центру современного искусства важно прежде всего показать связь экспериментальных практик со всем спектром современных искусств, с историческим контекстом.
— Наталья Фукс, куратор выставочной платформы TECHNE
Нам как центру современного искусства важно прежде всего показать связь экспериментальных практик со всем спектром современных искусств, с историческим контекстом.
— Наталья Фукс, куратор выставочной платформы TECHNE

Из чего состоит TECHNE

В 2017 году кураторы платформы TECHNE запланировали пятилетний цикл выставочных и образовательных программ, который охватил бы все знаковые направления и периоды технологического искусства:
Интерактивное искусство — активное взаимодействие зрителя с произведением искусства
Соня Чиллари, «Если ты близко ко мне», 2006
Генеративное искусство — создание произведений искусства с помощью технологических устройств или программ в реальном времени
Егор Крафт, «Content Aware Studies», 2017
Технобиологическое искусство — эксперименты с биологическими материалами
Пинар Йолдаш, «Экосистема эксцессов», 2014
Кинетическое искусство — искусство механического движения
Вячеслав Колейчук, «Атом», 1976
Алгоритмическое искусство — алгоритмы в культуре и обществе
Фридер Наке, «Полигональные картины», 1965
Сетевое искусство — интернет как арт-объект
Джулиан Оливер и Даниил Васильев, «Newstweek», 2011
Роботическое искусство — роботы как создания и создатели
Дмитрий ::vtol:: Морозов, «Электрополлок», 2015
Интерактивное искусство — активное взаимодействие зрителя с произведением искусства
Соня Чиллари, «Если ты близко ко мне», 2006
Генеративное искусство — создание произведений искусства с помощью технологических устройств или программ в реальном времени
Егор Крафт, «Content Aware Studies», 2017
Технобиологическое искусство — эксперименты с биологическими материалами
Пинар Йолдаш, «Экосистема эксцессов», 2014
Кинетическое искусство — искусство механического движения
Вячеслав Колейчук, «Атом», 1976
Алгоритмическое искусство — алгоритмы в культуре и обществе
Фридер Наке, «Полигональные картины», 1965
Сетевое искусство — интернет как арт-объект
Джулиан Оливер и Даниил Васильев, «Newstweek», 2011
Роботическое искусство — роботы как создания и создатели
Дмитрий ::vtol:: Морозов, «Электрополлок», 2015
Первый проект платформы «TECHNE. Пролог» познакомил аудиторию с феноменом технологического искусства и кратко представил его основные направления. ГЦСИ стал не только выставочной площадкой для разнообразных экспонатов, но и своеобразным дискуссионным клубом: во время экспозиций российские и зарубежные кураторы, искусствоведы и художники читали тематические лекции, проводили мастер-классы и круглые столы для посетителей центра.
Мы хотим, чтобы музей ожил и стал местом встречи, местом, где люди могут обсудить что-то, что их волнует — поговорить об искусстве. Потому что без дискуссии нет искусства.
— Антонио Джеуза, сокуратор выставочной платформы TECHNE
Мы хотим, чтобы музей ожил и стал местом встречи, местом, где люди могут обсудить что-то, что их волнует — поговорить об искусстве. Потому что без дискуссии нет искусства.
— Антонио Джеуза, сокуратор выставочной платформы TECHNE
Одним из главных экспонатов «TECHNE. Пролог» стала работа художника Риочи Курокавы «Сирены» — видеоинсталляция, изображение которой менялось в связи с колебаниями реальных валютно-экономических показателей современного рынка. Это достаточно очевидная метафора взаимосвязи современной культуры, современного искусства с жизнью и всеми процессами, что происходят в обществе.
Российский автор Дмитрий Морозов принял участие в специальном проекте ГЦСИ «Открытая лаборатория», который представил экспериментальный формат экспонирования работ: зрители могли наблюдать не за готовым арт-объектом, а за процессом его создания. Морозов работал над инсталляцией «Кольская сверхглубокая»: построил уникальную машину, которая считывала данные с перфолент из Кольской сверхглубокой скважины и преобразовывала их в звук. Премьера инсталляции состоялась 26 января 2018 года. Какой она будет — не знали заранее ни сам Морозов, ни кураторы TECHNE. Этот проект продемонстрировал, что главное в технологическом искусстве — процесс, поиск и исследование, а не только конечный результат.
Дмитрий ::vtol:: Морозов, «Электрополлок», 2015
Дмитрий ::vtol:: Морозов, «Волновод», 2016
Технологии совершенствуют не только процесс создания, но и расширяют восприятие искусства, предоставляя новые возможности художникам. Новые медиа быстро развиваются и меняются, прогресс мгновенно делает их актуальным инструментом в руках художника, но также и стремительно устаревающим. Поэтому роль современного художника не в том, чтобы продемонстрировать ту или иную технологию, — мы должны предотвратить попытки создания произведений технологического искусства, которые не несут никакого содержательного смысла.
— Риочи Курокава, художник
Технологии совершенствуют не только процесс создания, но и расширяют восприятие искусства, предоставляя новые возможности художникам. Новые медиа быстро развиваются и меняются, прогресс мгновенно делает их актуальным инструментом в руках художника, но также и стремительно устаревающим. Поэтому роль современного художника не в том, чтобы продемонстрировать ту или иную технологию, — мы должны предотвратить попытки создания произведений технологического искусства, которые не несут никакого содержательного смысла.
— Риочи Курокава, художник