15 выпускников ВГИКа, изменивших российское кино

Истории Андрея Тарковского, Эльдара Рязанова,
Киры Муратовой и других знаменитых режиссеров
1 сентября 1919 года в Москве была создана первая в мире школа кинематографии — сегодня это Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова. В разные годы выпускниками ВГИКа были Андрей Тарковский, Кира Муратова, Эльдар Рязанов, Вадим Юсов и многие другие режиссеры и актеры, операторы и сценаристы, чьи работы навсегда вошли в историю российского кинематографа и оказали влияние на мировое кино. Портал «Культура.РФ» предлагает вспомнить имена 15 знаковых выпускников одного из самых известных вузов страны.
1 сентября 1919 года в Москве была создана первая в мире школа кинематографии — сегодня это Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова. В разные годы выпускниками ВГИКа были Андрей Тарковский, Кира Муратова, Эльдар Рязанов, Вадим Юсов и многие другие режиссеры и актеры, операторы и сценаристы, чьи работы навсегда вошли в историю российского кинематографа и оказали влияние на мировое кино. Портал «Культура.РФ» предлагает вспомнить имена 15 знаковых выпускников одного из самых известных вузов страны.
1 сентября 1919 года в Москве была создана первая в мире школа кинематографии — сегодня это Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова. В разные годы выпускниками ВГИКа были Андрей Тарковский, Кира Муратова, Эльдар Рязанов, Вадим Юсов и многие другие режиссеры и актеры, операторы и сценаристы, чьи работы навсегда вошли в историю российского кинематографа и оказали влияние на мировое кино. Портал «Культура.РФ» предлагает вспомнить имена 15 знаковых выпускников одного из самых известных вузов страны.
Андрей Тарковский
4 апреля 1932 — 29 декабря 1986

Выпускник 1960 года

Мастерская Михаила Ромма
В 1952 году Андрея Тарковского отчислили из Московского института востоковедения, куда он поступил по совету отца. Следующий год он провел вдали от цивилизации — в Сибири, в геологической экспедиции. Позже он писал: «Это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет… Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссером».
В 1954 году Андрей Тарковский поступил во ВГИК и через два года снял свой первый фильм — короткометражку «Убийцы» по рассказу Эрнеста Хемингуэя. В 1960 году Тарковский вместе с Андреем Кончаловским написал сценарий о дружбе маленького музыканта и водителя катка «Каток и скрипка», а год спустя получил за фильм первый приз на фестивале студенческих работ в Нью-Йорке.
Свою первую полнометражную картину — «Иваново детство» — тридцатилетний Тарковский снял в 1962 году. И его сразу же ждал триумф: «Золотой лев» на Международном кинофестивале в Венеции и мировая известность. В этой работе начал формироваться уникальный киноязык, которому подражают уже несколько поколений режиссеров по всему миру. В любви к Тарковскому признавались Ингмар Бергман, Ларс фон Триер, Алехандро Иньярриту и многие другие.
Андрей Тарковский на вручении
«Золотого льва»
1962 год
За свою карьеру Андрей Тарковский снял не так много фильмов, но все они вошли в историю мирового кино: «Зеркало», «Андрей Рублев», «Солярис». Режиссер никогда не ориентировался на массовую аудиторию, но у него всегда был свой круг зрителей, которые верны и по сей день.
«Фильм, если это не документ, — сон, греза. Поэтому Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он — ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть».
Ингмар Бергман
Ингмар Бергман
Режиссер
Фотография:
ТАСС / DPA / PHOTAS
Ингмар Бергман
Ингмар Бергман
Режиссер
Фотография:
ТАСС / DPA / PHOTAS
«Фильм, если это не документ, — сон, греза. Поэтому Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он — ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть».
Кира Муратова
5 ноября 1934 — 6 июня 2018

Выпускница 1959 года

Мастерская Сергея Герасимова
Дебютным фильмом Киры Муратовой стала короткометражка «У крутого яра», которую она сняла вместе с будущим мужем Александром Муратовым. А в 1967 году она выпустила свой первый самостоятельный фильм — «Короткие встречи». В главной роли снялся Владимир Высоцкий, впервые на экране появилась Нина Русланова. Сложные характеры и неоднозначные жизненные ситуации стали отличительной чертой фильмов Муратовой.
Следующие несколько фильмов с трудом проходили цензуру и вплоть до заката Советского Союза не допускались до массового проката. «Я не снимала то, что они хотели» — так говорила об этом Муратова. А в 1989 году ее «Астенический синдром» получил сразу несколько главных мировых кинопремий и принес мировое признание. Всего за творческую карьеру она успела снять 20 фильмов, многие из которых вошли в историю кино. В последние годы Кира Муратова была избрана членом Американской киноакадемии, присуждающей премию «Оскар».
«Она была грандиозной фигурой. Единственный кинорежиссер, ну, может быть, после Эйзенштейна и Бергмана, который создавал кино как искусство, поддерживал кино как искусство. Единственный режиссер, который не сделал ни одного нехудожественного поступка в этом ужасном, тяжелом деле, которое сегодня называется кино. <…> Режиссеры с возрастом теряют силу, теряют искру, теряют огонь, теряют честность, становятся трусоватыми, чего-то боятся. Она ничего не боялась. Она победила советскую власть, победила все правительства, победила время и не победила только смерть».
Александр Сокуров
Александр Сокуров
Режиссер
Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Александр Сокуров
Александр Сокуров
Режиссер
Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
«Она была грандиозной фигурой. Единственный кинорежиссер, ну, может быть, после Эйзенштейна и Бергмана, который создавал кино как искусство, поддерживал кино как искусство. Единственный режиссер, который не сделал ни одного нехудожественного поступка в этом ужасном, тяжелом деле, которое сегодня называется кино. <…> Режиссеры с возрастом теряют силу, теряют искру, теряют огонь, теряют честность, становятся трусоватыми, чего-то боятся. Она ничего не боялась. Она победила советскую власть, победила все правительства, победила время и не победила только смерть».
Эльдар Рязанов
18 ноября 1927 — 30 ноября 2015

Выпускник 1950 года

Мастерская Григория Козинцева
Дипломной работой Эльдара Рязанова стал документальный фильм «Они учатся в Москве», который режиссер снял совместно с однокурсницей Зоей Фоминой. После окончания института он еще пять лет работал с документальными картинами, пока в 1955 году его фильм «Остров Сахалин» не получил приз на Каннском кинофестивале. Благодаря этому режиссера позвали на «Мосфильм» — тогда Рязанов начал снимать игровое кино. Дебютной игровой лентой стала «Карнавальная ночь», которую только за первый год проката посмотрели более 48 миллионов зрителей.
Рязанов снимал комедии иронические, романтические, лирические, но всегда оставался верен именно комедийному жанру. Многие его фильмы знают наизусть несколько поколений зрителей — «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово». Своей работой он доказал, что комедия тоже может быть «серьезным» кино.
«Эльдар Александрович Рязанов вывел множество актеров на большую кинематографическую дорогу, в результате они становились настоящими звездами и всегда могли сказать, что состоялись именно благодаря Рязанову. В его фильмах не было пустых ролей, проходных эпизодов. Даже самую маленькую роль он умел сделать значимой — и вместе с образом вырастал создававший его актер. Это высокое мастерство — не только профессиональное, но и человеческое — увлекать и привлекать людей так, чтобы у них возникало желание продолжать работать с этим постановщиком и его группой».
Никита Михалков
Никита Михалков
Режиссер
Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
Никита Михалков
Никита Михалков
Режиссер
Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
«Эльдар Александрович Рязанов вывел множество актеров на большую кинематографическую дорогу, в результате они становились настоящими звездами и всегда могли сказать, что состоялись именно благодаря Рязанову. В его фильмах не было пустых ролей, проходных эпизодов. Даже самую маленькую роль он умел сделать значимой — и вместе с образом вырастал создававший его актер. Это высокое мастерство — не только профессиональное, но и человеческое — увлекать и привлекать людей так, чтобы у них возникало желание продолжать работать с этим постановщиком и его группой».
Марлен Хуциев
4 октября 1925 — 19 марта 2019

Выпускник 1952 года

Мастерская Игоря Савченко
В 1952 году, сразу после окончания ВГИКа, Марлен Хуциев начал работу над своей первой большой картиной — фильмом «Весна на Заречной улице». Ленту снимали два года, на советские экраны она вышла в 1956-м. А через год фильм получил бронзовый медальон на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
За свою творческую карьеру Марлен Хуциев снял не так много — всего 11 фильмов. Среди них — «Застава Ильича» и «Июльский дождь», «Был месяц май» и «Послесловие». Хуциев запечатлел выступления Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы. Он сталкивал навязанные обществом идеалы с реальностью — и поэтому фильмы режиссера запрещали и выпускали мизерными тиражами. Однако поэтичная лента «Застава Ильича», известная еще под названием «Мне двадцать лет», стала настоящим символом эпохи.
Видеопоэзия из кинофильма
Марлена Хуциева «Застава Ильича»
(«Мне двадцать лет»)
1964 год
«Он и впрямь всегда был режиссером действующим. Действующим активно самим своим присутствием, оказавшим куда большее влияние на окружающую кинематографическую среду, чем любой из коллег, кто выстрелил за эти полвека не одним десятком картин. Ибо каждая его работа была не просто фильмом — она была эпохой в биографии отечественного кино. Вне зависимости от своих конкретных достоинств и даже вне зависимости от момента выхода на экраны, ибо кинематограф Хуциева — искусство пролонгированного действия, прорастающее в чужих работах через годы и расстояния».
Мирон Черненко
Мирон Черненко
Киновед
Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Мирон Черненко
Мирон Черненко
Киновед
Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
«Он и впрямь всегда был режиссером действующим. Действующим активно самим своим присутствием, оказавшим куда большее влияние на окружающую кинематографическую среду, чем любой из коллег, кто выстрелил за эти полвека не одним десятком картин. Ибо каждая его работа была не просто фильмом — она была эпохой в биографии отечественного кино. Вне зависимости от своих конкретных достоинств и даже вне зависимости от момента выхода на экраны, ибо кинематограф Хуциева — искусство пролонгированного действия, прорастающее в чужих работах через годы и расстояния».
Леонид Гайдай
30 января 1923 — 19 ноября 1993

Выпускник 1955 года

Мастерская Григория Александрова
Еще в школьные годы Леонид Гайдай заинтересовался театром, а после окончания учебы устроился рабочим в Иркутский областной драматический театр. Как сотрудник театра он бесплатно посещал спектакли — и почти все постановки выучил наизусть. В 1949 году Гайдай поступил во ВГИК, а выпустившись, стал режиссером киностудии «Мосфильм».
В 1961 году Гайдай снял короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс», которая принесла ему известность. Картину в том же году номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале и перевели на несколько языков. Героев из этого фильма — трех мелких жуликов Труса, Балбеса и Бывалого — Гайдай включал в свои картины не раз.
Гайдаевская комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» стала лидером проката в 1965 году, «Кавказская пленница» — в 1966-м, а «Бриллиантовая рука» — в 1968 году. Все три фильма посмотрели больше 200 миллионов зрителей.
«Я часто думаю, почему гайдаевские комедии имели такой успех? Почему до сих пор их смотрят и смеются? И представляю, как снимали бы «Пса Барбоса:» сегодня на телевидении. 300 полезных метров, 10 минут, одна заставка — сняли бы от силы за четыре дня: Гайдай свою одночастевку делал месяц. Каждый день, кроме воскресений, бегали. По материалу он отснял две картины, 560 полезных метров, и это было возможно, потому что — комедия. На комедию расход пленки был один к трем и даже к четырем. Снимали-переснимали, искали. Материал смотрели с замиранием сердца. «Ничего не знаю, — говорил Гайдай, — но механики смеются. Если механики смеются, значит, что-то есть».
Юрий Никулин
Юрий Никулин
Актер
Фотография: Музей истории города Бородино, Красноярский край
Юрий Никулин
Юрий Никулин
Актер
Фотография: Музей истории города Бородино, Красноярский край
«Я часто думаю, почему гайдаевские комедии имели такой успех? Почему до сих пор их смотрят и смеются? И представляю, как снимали бы «Пса Барбоса:» сегодня на телевидении. 300 полезных метров, 10 минут, одна заставка — сняли бы от силы за четыре дня: Гайдай свою одночастевку делал месяц. Каждый день, кроме воскресений, бегали. По материалу он отснял две картины, 560 полезных метров, и это было возможно, потому что — комедия. На комедию расход пленки был один к трем и даже к четырем. Снимали-переснимали, искали. Материал смотрели с замиранием сердца. «Ничего не знаю, — говорил Гайдай, — но механики смеются. Если механики смеются, значит, что-то есть».
Григорий Чухрай
23 мая 1921 — 29 октября 2001

Выпускник 1953 года

Мастерская Сергея Юткевича
и Михаила Ромма
Григорий Чухрай пришел во ВГИК после Великой Отечественной войны. Его приняли, хоть он и не смог ответить на вопросы комиссии. На экзамене Чухрай сказал: «Если кто-нибудь в бою не оправдывал наших надежд, то не потому, что не знал приемов боя или обращения с оружием, а потому, что в критический момент ему не хватило чувства долга и собственного достоинства. Я старался поддерживать эти чувства. В искусстве буду делать то же».
Сразу после института, в 1953 году, он устроился ассистентом на Киностудию им. Довженко в Киеве и проработал там два года, пока не стал режиссером «Мосфильма». Свой первый самостоятельный фильм Чухрай снял в 1956 году — это была драма «Сорок первый». Киноленту показали в Каннах, там она получила премию «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
Второй фильм Григория Чухрая — «Баллада о солдате» — с успехом прошел по всему миру. На его счету специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, номинация на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, призы за лучший фильм и лучшую режиссуру на кинофестивале в Сан-Франциско и еще около сотни других наград.
«Фильм [«Баллада о солдате»] производит впечатление чудом сохранившейся до наших дней классики. Как если бы в квартале, состоящем сплошь из серых и посредственных зданий, открылись вдруг контуры огромного и прекрасного старинного сооружения».
Пьер Паоло Пазолини
Пьер Паоло Пазолини
Режиссер
Фотография: wikipedia.org / Public domain
Пьер Паоло Пазолини
Пьер Паоло Пазолини
Режиссер
Фотография: wikipedia.org / Public domain
«Фильм [«Баллада о солдате»] производит впечатление чудом сохранившейся до наших дней классики. Как если бы в квартале, состоящем сплошь из серых и посредственных зданий, открылись вдруг контуры огромного и прекрасного старинного сооружения».
Вадим Юсов
20 апреля 1929 — 23 августа 2013

Выпускник 1954 года

Мастерская Бориса Волчека
В 1954 году Вадим Юсов устроился на киностудию «Мосфильм», и лишь шесть лет спустя состоялся его самостоятельный операторский дебют. Это был фильм «Каток и скрипка» Андрея Тарковского — в нем Юсов создал визуальные эффекты с помощью солнечных бликов, отраженных в зеркалах и лужах.
В 1962 году Юсов работал вместе с Тарковским над картиной «Иваново детство». Чтобы реализовать задуманное режиссером, ему пришлось придумывать новые операторские приемы. Например, для съемок одной из самых сложных сцен фильма — поцелуя над оврагом — Юсов решил использовать люльку, которая крепилась к операторскому крану.
С Тарковским он также работал над фильмами «Солярис» и «Андрей Рублев», вместе с Георгием Данелией снял «Я шагаю по Москве» и «Не горюй!», а с Сергеем Бондарчуком — «Они сражались за Родину» и «Борис Годунов». Живописная камера Юсова была узнаваемой — и он становился настоящим соавтором каждого режиссера.
«Метод Юсова был уникален и совершенно недосягаем. Культура изображения, которой он владел, не была, кажется, превзойдена никем из гениев XX века. То, что он сделал в своих главных картинах, «Андрее Рублеве» и «Солярисе», — абсолютный пик развития кинематографа. <…> В его почерке было какое-то эпическое дыхание. В каждом его кадре — ни одного лишнего предмета: даже между мелкими деталями существует глубокая внутренняя, чуть ли не метафизическая связь. Ты как бы видел континуум — то, как время течет через предметы, как об этом свидетельствует фактура — реки, лица или бескрайний горизонт».
Петр Шепотинник
Петр Шепотинник
Киновед
Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
Петр Шепотинник
Петр Шепотинник
Киновед
Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
«Метод Юсова был уникален и совершенно недосягаем. Культура изображения, которой он владел, не была, кажется, превзойдена никем из гениев XX века. То, что он сделал в своих главных картинах, «Андрее Рублеве» и «Солярисе», — абсолютный пик развития кинематографа. <…> В его почерке было какое-то эпическое дыхание. В каждом его кадре — ни одного лишнего предмета: даже между мелкими деталями существует глубокая внутренняя, чуть ли не метафизическая связь. Ты как бы видел континуум — то, как время течет через предметы, как об этом свидетельствует фактура — реки, лица или бескрайний горизонт».
Георгий Рерберг
28 сентября 1937 — 28 июля 1999

Выпускник 1960 года

Мастерская Бориса Волчека
Дебютной работой оператора Георгия Рерберга стал фильм «Первый учитель» Андрея Кончаловского. Режиссер Вадим Абдрашитов говорил: «Надо быть отважным и дерзким человеком и при этом уверенным в себе мастером, чтобы снять такой дебют, как «Первый учитель». Это был экспрессивный, композиционно выверенный фильм. Позже в такой же манере Рерберг снял «Историю Аси Клячиной».
Рерберг первым среди операторов использовал новаторский прием — совместил цветные и черно-белые кадры. Впервые он создал такой эффект старой кинохроники в «Дяде Ване» Кончаловского. Этот же прием задействован в фильме Андрея Тарковского «Зеркало» — с его помощью удалось переплести реальность и сны.
«Для Рерберга риск был естествен. И изображение у него всегда получалось замечательным. Переснимать по его вине почти не приходилось. Именно поэтому я с ним и работал, если бы он на площадке не снимал «один в один», я бы его выгнал.

Но при этом его отличала абсолютная свобода. Он «пел как поется». Безответственно относился к работе. У него не было скованности. Был высоким профессионалом, поэтому чувствовал себя свободным. Я его загонял в разные ситуации, из которых он всегда выходил достойно».

Андрей Кончаловский
Андрей Кончаловский
Режиссер
Фотография: Михаил Гутерман / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Андрей Кончаловский
Андрей Кончаловский
Режиссер
Фотография: Михаил Гутерман / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
«Для Рерберга риск был естествен. И изображение у него всегда получалось замечательным. Переснимать по его вине почти не приходилось. Именно поэтому я с ним и работал, если бы он на площадке не снимал «один в один», я бы его выгнал.

Но при этом его отличала абсолютная свобода. Он «пел как поется». Безответственно относился к работе. У него не было скованности. Был высоким профессионалом, поэтому чувствовал себя свободным. Я его загонял в разные ситуации, из которых он всегда выходил достойно».

Павел Лебешев
15 февраля 1940 — 23 февраля 2003

Выпускник 1972 года

Мастерская Анатолия Головни
В сфере кино Павел Лебешев стал работать рано, сразу после школы отец устроил его на киностудию «Мосфильм». Там он был ассистентом оператора, а позже и вторым оператором.
Первая большая работа Лебешева — фильм Андрея Смирнова «Ангел» 1967 года. Позже они вместе сделали «Белорусский вокзал» — в 1971 году он был удостоен Главной премии на фестивале в Карловых Варах. Именно этот фильм принес Лебешеву известность, он стал работать с Никитой Михалковым, Георгием Данелией, Эльдаром Рязановым. Всего Павел Лебешев снял более 50 фильмов: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Сибирский цирюльник» и многие другие.
У оператора был особенный стиль: много внимания он уделял свету и природе, часто снимал с рук, имитируя хроникальные кадры. Для фильма «Сибирский цирюльник» Лебешев придумал изобретение «Паша-мобиль», с помощью которого удалось снять дуэль между Меньшиковым и Башаровым со всех точек: камеры ездили по кругу на специальной конструкции.
«Он обладал техникой, которая абсолютно отличается от техники других операторов, хотя он работал в невероятно сложных конкурентных условиях. Павел Тимофеевич отличался от всех, в том числе и от гениев русской операторской школы. Он работал вместе с Леонидом Ивановичем Калашниковым, Вадимом Ивановичем Юсовым, Георгием Ивановичем Рербергом — а это гениальные люди. Но стоило посмотреть на какой-нибудь один его кадрик — и можно было не задумываясь сказать: это — Паша! У него все было индивидуально: жизнь, вкусы, техника и, конечно, абсолютно индивидуальный талант».
Сергей Соловьев
Сергей Соловьев
Режиссер
Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
Сергей Соловьев
Сергей Соловьев
Режиссер
Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
«Он обладал техникой, которая абсолютно отличается от техники других операторов, хотя он работал в невероятно сложных конкурентных условиях. Павел Тимофеевич отличался от всех, в том числе и от гениев русской операторской школы. Он работал вместе с Леонидом Ивановичем Калашниковым, Вадимом Ивановичем Юсовым, Георгием Ивановичем Рербергом — а это гениальные люди. Но стоило посмотреть на какой-нибудь один его кадрик — и можно было не задумываясь сказать: это — Паша! У него все было индивидуально: жизнь, вкусы, техника и, конечно, абсолютно индивидуальный талант».
Сергей Бондарчук
25 сентября 1920 года — 20 октября 1994

Выпускник 1948 года

Мастерская Сергея Герасимова
и Тамары Макаровой
Сергей Бондарчук с детства мечтал стать актером: он посещал драматический кружок, участвовал в школьных спектаклях. Уже во время учебы во ВГИКе начал сниматься в кино: сначала в эпизодах, потом в главных ролях. Успех Бондарчуку принес фильм Игоря Савченко «Тарас Шевченко».
Однако подлинное признание ему принесла не актерская, а режиссерская работа. Дебютом Бондаручка стал фильм «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова. Картину он снял в 1959 году и сам же сыграл главную роль. Вскоре после этого Сергей Бондарчук взялся за экранизацию «Войны и мира». Грандиозные панорамные съемки, батальные сцены и историческая скрупулезность обеспечили картине мировую известность — Сергей Бондарчук один из немногих отечественных режиссеров получил «Оскар» и «Золотой глобус».
«Вот странная вещь: я знал, что он потрясающий характерный актер. Он мог вдруг скорчить такую рожу, что все вокруг сначала оторопевали, а потом хохотали до упаду. <…> Что касается острохарактерных элементов, так, помню, во ВГИКе, когда он играл «Записки сумасшедшего» и всевозможные этюды, его склонность к комедийности, гротескности проявлялась ярко. К сожалению, эта часть его таланта практически не была востребована и им самим почти не использовалась. Быть может, мешало его высокое общественное положение, при котором как-то несолидно «дурака валять». А он действительно обладал очень большим влиянием. Колоссальным. Может, наибольшим влиянием в нашем кинематографе в определенный период времени».
Владимир Наумов
Владимир Наумов
Режиссер
Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Владимир Наумов
Владимир Наумов
Режиссер
Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
«Вот странная вещь: я знал, что он потрясающий характерный актер. Он мог вдруг скорчить такую рожу, что все вокруг сначала оторопевали, а потом хохотали до упаду. <…> Что касается острохарактерных элементов, так, помню, во ВГИКе, когда он играл «Записки сумасшедшего» и всевозможные этюды, его склонность к комедийности, гротескности проявлялась ярко. К сожалению, эта часть его таланта практически не была востребована и им самим почти не использовалась. Быть может, мешало его высокое общественное положение, при котором как-то несолидно «дурака валять». А он действительно обладал очень большим влиянием. Колоссальным. Может, наибольшим влиянием в нашем кинематографе в определенный период времени».
Нонна Мордюкова
25 ноября 1925 — 6 июля 2008

Выпускница 1950 года

Мастерская Бориса Бибикова
и Ольги Пыжовой
К вступительным экзаменам во ВГИК Нонна Мордюкова не готовилась, но за импровизированные сценки комиссия поставила ей отлично. Уже на втором курсе она снялась в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Эта кинолента прославила актрису, она вспоминала: «Было много картин, ролей, но «Молодая гвардия» осталась самой дорогой, как родная сестра, — это была наша путевка в творческую жизнь».
Зрители полюбили актрису за искренность и правдивость, она стала действительно народной героиней. Женщину с характером Мордюкова играла в экранизациях классики, драмах, комедиях и фильмах о войне: «Бриллиантовой руке», «Родне», «Комиссаре», «Женитьбе Бальзаминова» и других.
«Гениальность Мордюковой заключена в ее природе, в личности, в человеческой органике, которую она переносила на экран. И зритель млел от того, что между ним и ей не было никаких преград. Это была не игра, это природа, поэтому у нее лучшие дубли были всегда первыми, когда режиссер еще не начинает заковывать актера в свои рамки».
Денис Евстигнеев
Денис Евстигнеев
Режиссер
Фотография: Геннадий Попов / ИТАР-ТАСС
Денис Евстигнеев
Денис Евстигнеев
Режиссер
Фотография: Геннадий Попов / ИТАР-ТАСС
«Гениальность Мордюковой заключена в ее природе, в личности, в человеческой органике, которую она переносила на экран. И зритель млел от того, что между ним и ей не было никаких преград. Это была не игра, это природа, поэтому у нее лучшие дубли были всегда первыми, когда режиссер еще не начинает заковывать актера в свои рамки».
Людмила Гурченко
12 ноября 1935 — 30 марта 2011

Выпускница 1958 года

Мастерская Сергея Герасимова
и Тамары Макаровой
Людмила Гурченко выступала на сцене с детства: читала стихи, пела. Даже поступила в музыкальную школу и мечтала стать певицей. Однако в 1953 году она оказалась студенткой ВГИКа. Кинодебют Гурченко состоялся в 1956-м — она снялась в фильме Яна Фрида «Дорога перемен». И уже в том же году Гурченко сыграла главную роль в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, которая и принесла ей всенародную славу. У фильма была грандиозная популярность, а песня «Пять минут» из него и сегодня считается гимном новогодней ночи.
Позже Гурченко не раз играла в музыкальных комедиях и мелодрамах и стала едва ли не первой настоящей кинодивой советского кино. Она снялась в фильмах «Мама», «Двадцать дней без войны», «Обратная связь», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби». Кроме того, актриса записывала музыкальные альбомы и писала книги. Дуэтом она выступала с Зиновием Гердтом, Андреем Мироновым, Аллой Пугачевой и многими другими.
«Ее главная черта — кипучая, безмерная заинтересованность во всем, что касается создания картины. Обычно артист — автор своей роли. Конечно, с помощью писателя и режиссера. Но Гурченко не только автор своей роли. Ее энергия такова, что она становится соавтором всех создателей. Она — соавтор сценариста, потому что, пропустив через себя написанное, вносит изменения в литературную ткань. Она — соавтор режиссера, потому что заботится не только о себе в сцене, но и о партнерах, о мизансцене, предлагает, как снимать тот или иной эпизод. Она — соавтор оператора, потому что досконально знает свой портретный свет. Она — соавтор композитора, потому что феноменально музыкальна и чувствует современность в музыке. Она — соавтор гримера, потому что разбирается в прическах. Она — соавтор художника по костюмам, потому что умеет сама выдумывать фасоны и бесподобно шить».
Эльдар Рязанов
Эльдар Рязанов
Режиссер
Фотография: Владимир Мурашко / Киноклуб-музей «Эльдар», Москва
Эльдар Рязанов
Эльдар Рязанов
Режиссер
Фотография: Владимир Мурашко / Киноклуб-музей «Эльдар», Москва
«Ее главная черта — кипучая, безмерная заинтересованность во всем, что касается создания картины. Обычно артист — автор своей роли. Конечно, с помощью писателя и режиссера. Но Гурченко не только автор своей роли. Ее энергия такова, что она становится соавтором всех создателей. Она — соавтор сценариста, потому что, пропустив через себя написанное, вносит изменения в литературную ткань. Она — соавтор режиссера, потому что заботится не только о себе в сцене, но и о партнерах, о мизансцене, предлагает, как снимать тот или иной эпизод. Она — соавтор оператора, потому что досконально знает свой портретный свет. Она — соавтор композитора, потому что феноменально музыкальна и чувствует современность в музыке. Она — соавтор гримера, потому что разбирается в прическах. Она — соавтор художника по костюмам, потому что умеет сама выдумывать фасоны и бесподобно шить».
Эдуард Володарский
3 февраля 1941 года — 8 октября 2012

Выпускник 1968 года

Мастерская Евгения Габриловича
Еще в школьные годы Эдуард Володарский начал писать стихи и рассказы, пробовал рассылать их по издательствам. Сразу после школы, когда не получилось поступить на геологический факультет МГУ, Володарский уехал на Север. Несколько лет он провел на Ямале, работал буровиком. Оттуда же он отправил свои произведения на творческий конкурс от ВГИКа, как позже вспоминал — «без всякой надежды». Однако в 1962 году его зачислили на сценарный факультет на курс писателя Евгения Габриловича.
Первый фильм, снятый по сценарию Володарского, вышел в 1967 году. Это была короткометражная картина «Шестое лето». В дальнейшем он стал одним из самых востребованных сценаристов отечественного кино — работал с Алексеем Германом, Никитой Михалковым и другими именитыми режиссерами. Написал сценарии к фильмам «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мой друг Иван Лапшин» и другим лентам.
«Он давал такой материал в руки режиссерам, к которому оставалось только подобрать точных актеров, почувствовать замысел сценария. Девять десятых сценариев были победами».
Владимир Краснопольский
Владимир Краснопольский
Режиссер
Фотография: Максим Новиков / ИТАР-ТАСС
Владимир Краснопольский
Владимир Краснопольский
Режиссер
Фотография: Максим Новиков / ИТАР-ТАСС
«Он давал такой материал в руки режиссерам, к которому оставалось только подобрать точных актеров, почувствовать замысел сценария. Девять десятых сценариев были победами».
Валентин Черных
12 марта 1935 года — 6 августа 2012

Выпускник 1967 года

Мастерская Киры Парамоновой
и Валентина Ежова
После школы Валентин Черных работал в литературных газетах, а в 1967 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Его дебют для большого экрана состоялся в 1972 году: Черных написал сценарий к картине «Человек на своем месте» режиссера Алексея Сахарова.
В 1979 году Валентин Черных написал киноповесть «Дважды солгавшие» для конкурса сценариев о столице. Она легла в основу фильма «Москва слезам не верит». Сценарист тонко чувствовал эпоху и ее ценности — и его героини стали популярны не только в России, но и за рубежом. Лента возглавила список лидеров проката 1980 года — ее посмотрело около 90 миллионов зрителей. Через год картина получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Черных также написал сценарии к фильмам «Любовь земная», «Выйти замуж за капитана», «Свои», к сериалу «Дети Арбата». С 1981 года преподавал сценарное мастерство студентам ВГИКа, а через шесть лет совместно с Эдуардом Володарским и Валерием Фридом создал объединение «Слово» на киностудии «Мосфильм».
«Он всегда был любопытен, нов, нетрадиционен. К нам обращались с предложением сделать вторую часть «Москва слезам не верит». Я отказывался, но Валя говорил, что можно что-то придумать, какие-то варианты мне предлагал. Бог его знает, может быть, и родилось что-нибудь. Он был замечательный придумщик, у него всегда были оригинальные идеи. Он был очень важным в нашем кинематографе человеком».
Владимир Меньшов
Владимир Меньшов
Режиссер
Фотография: Самоэль Кацев / Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
Владимир Меньшов
Владимир Меньшов
Режиссер
Фотография: Самоэль Кацев / Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
«Он всегда был любопытен, нов, нетрадиционен. К нам обращались с предложением сделать вторую часть «Москва слезам не верит». Я отказывался, но Валя говорил, что можно что-то придумать, какие-то варианты мне предлагал. Бог его знает, может быть, и родилось что-нибудь. Он был замечательный придумщик, у него всегда были оригинальные идеи. Он был очень важным в нашем кинематографе человеком».
Геннадий Шпаликов
6 сентября 1937 — 1 ноября 1974

Выпускник 1961 года

Мастерская Иосифа Маневича
Первые стихотворения и рассказы Шпаликов начал писать в годы службы в армии. В 1956 году он поступил на сценарный факультет ВГИКа, а на последнем курсе написал свой первый крупный сценарий — к фильму «Застава Ильича» Марлена Хуциева. Фильм о поколении времен оттепели сильно урезали, первоначальную версию ленты зрители посмотрели только в 1988 году. Однако уже в 1960-е эта картина стала символом эпохи: на экране появились молодые люди, которые испытывают экзистенциальные сомнения, не спешат взрослеть и не желают наслаждаться «оттепельной свободой».
В 1962 году Шпаликов работал над сценарием фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Художественный совет постановил, что неясно, о чем фильм. Тогда Шпаликов и Данелия срочно придумали эпизод «со смыслом», в котором обычный полотер, представившийся писателем, начал учить жизни героев. Фильм показали на Каннском кинофестивале, а финальная песня «А я иду, шагаю по Москве», которую Шпаликов написал прямо на съемочной площадке, популярна до сих пор.
«Когда-то была такая красивая формулировка, принадлежавшая, кажется, Пастернаку: «Пушкин построил здание русской поэзии, Лермонтов был первым в нем жильцом». Я думаю, что Гена построил нам здание нового и новейшего русского кинематографа. В «коммуналке» этой были мы все первыми и, увы, может быть, единственными жильцами. Еще Гена научил нас ощущать и ценить воздух, который образуется над нашими словами, над нашими фильмами. Научил щедрости дыхания. Наслаждаться этой прекрасной воздушной средой России второй половины XX века могли и люди, близкие ему по своей эстетике, и люди, совсем далекие от нее. Но это всё был озон. Наш озон нашей России».
Сергей Соловьев
Сергей Соловьев
Режиссер
Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
Сергей Соловьев
Сергей Соловьев
Режиссер
Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
«Когда-то была такая красивая формулировка, принадлежавшая, кажется, Пастернаку: «Пушкин построил здание русской поэзии, Лермонтов был первым в нем жильцом». Я думаю, что Гена построил нам здание нового и новейшего русского кинематографа. В «коммуналке» этой были мы все первыми и, увы, может быть, единственными жильцами. Еще Гена научил нас ощущать и ценить воздух, который образуется над нашими словами, над нашими фильмами. Научил щедрости дыхания. Наслаждаться этой прекрасной воздушной средой России второй половины XX века могли и люди, близкие ему по своей эстетике, и люди, совсем далекие от нее. Но это всё был озон. Наш озон нашей России».